Сотрудники должны помогать бизнесу пережить кризис, а не наоборот

Автор: Ангелина Шам

Работать больше, лучше и по-новому – таковы правила существования в нашей нынешней реальности. Как бизнесу пережить период адаптации, а персоналу обрести новые компетенции? Нужно ли помогать сотрудникам и в какой момент придется менять стратегию поведения? Об этом и не только мы поговорили с кандидатом психологических наук, членом Ассоциации спикеров СНГ и Global Speakers Federation Ангелиной Шам.


 Сейчас в стране новые экономические условия, они заставляют менять подход к бизнесу, перестраивать команду. Как помочь работникам справиться?

В этом вопросе поменялись причина и следствие, цели и средства. Это сотрудники должны помогать бизнесу пережить кризис, а не наоборот. Это они работают в компании ради успеха бизнеса, а не бизнес развивает сотрудников, чтобы им было легко и весело. Это от них бизнес ждет помощи в трудных ситуациях. Именно те, кто приходит на работу, должны спрашивать у психолога, как им помочь бизнесу, чтобы он выжил, опередил конкурентов и все были довольны.

Люди пришли на работу, а не в детский сад, где им должны обеспечить весь быт и еще веселить целый день.​

Новые условия требуют работать больше, быстрее и по-новому, то есть делать что-то не совсем непривычное или совсем непривычное. Возникает вопрос: готовы ли люди на это? Ответ: часто не готовы. Сотрудники любят делать привычные и понятные вещи в комфортном темпе и с привычной глубиной погружения.

Я в последнее время сталкиваюсь с тем, что руководители пытаются всем помочь и всех спасти. В результате тратится много сил на помощь человеку, который не хочет, чтобы его спасали, не способен к адаптации. Понять, нужно ли помогать, можно очень быстро: даете поручение с новыми вводными данными и наблюдаете, как оно будет выполнено.

Если сотрудник тянет с выполнением, оправдывается, ссылаясь на то, что вопрос нерешаемый, а ситуация неисправимая, то принимаем управленческое решение.

В случае же когда человек старается, тратит дополнительное время, прилагает усилия, это показывает, что он неравнодушен.​

 Какие наиболее эффективные инструменты для работы в кризисных условиях? 

― ​Самый эффективный инструмент для помощи – это личные и групповые совещания. Они нужны, чтобы ответить на любые вопросы, поставить задачу, проконтролировать людей, поделиться какой-то информацией и идеями.​

У меня прямо сейчас в работе был случай с двумя топ-менеджерами. После начала событий в феврале ко мне обратился владелец бизнеса, который должен был настроить своих сотрудников на новую волну. Он поговорил с обоими управляющими, и через некоторое время стало ясно, что один откликается и старается поменять стиль поведения, а другой сам понял, что не хочет ничего делать, и отказался работать дальше. Как только руководитель начал активно участвовать в жизни сотрудников, проводить встречи и обсуждать состояние дел, быстро выяснилось, кто есть кто. Ранее владелец предприятия просто давал задание и исчезал на три месяца. Менеджмент по своей природе – это и есть помощь сотрудникам, регулярная и оперативная. Не только в кризисном режиме.

Весь процесс управления — это целый набор инструментов для такой помощи людям в компании: проведение совещаний и личных встреч, правильная постановка задач, делегирование полномочий, обучение. Сюда же относится эмоциональное лидерство, когда мы стараемся вдохновить окружающих, заразить их идеями.

Однако самая важная вещь – это контроль. Очень важно проверять сотрудников и выяснять, почему они не могут выполнить задачу, возможно, им нужна помощь, дополнительные знания или же они не хотят работать в новом ритме.​ 

Помощь сотрудникам в новых реалиях, по сути, ничем не отличается от той, которую оказывали вчера или год назад. Сейчас другие кейсы, но они всегда были разными. Всегда были причины считать ситуацию кризисной: то меняются ставки Центробанка и скачут курсы валют, то первая волна санкций, то ковид, то нынешние особенности.

 В какой отрасли, на Ваш взгляд, особенно нужен бизнес-психолог?

― В бизнес-психологе могут нуждаться предприятия любых отраслей, где есть живая коммуникация между людьми, и она дорого стоит для бизнеса. Решение о работе с бизнес-психологом имеет смысл принимать, когда коллективу нужна поддержка. Когда потеряны смыслы, когда люди конфликтуют на разных уровнях: на уровне задач, личных стилей, интересов или, самое глубокое, на уровне ценностей. Потому что если сотрудники не объединены общими ценностями, у них разные представления о смыслах, которые создает и транслирует бизнес, ими будет трудно управлять в долгосрочной перспективе.

Однако тем компаниям, которые сейчас переживают трудности из-за сложившейся экономической обстановки, конечно, не до психологов. Они работают в режиме антикризисного управления, а подобная стилистика поведения жесткая и не подразумевает внимания к человеческому фактору. Ситуация напоминает работу хирурга, который просто спасает пациента, ему не до разговоров по душам.​

 В сложной ситуации люди чаще начали обращаться к психологам по личным вопросам, а как дело обстоит с бизнес-специалистами?

― Сейчас уходят с рынка многие компании, которые обращались к бизнес-психологам и коучам. И это потери для нашего рынка. Но просыпаются новые компании, которые оказались способны превратить кризис в возможности и сделали шаг в своем развитии. Им теперь необходимо работать с людьми, чтобы формировать такое отношение сотрудников к компании, которое будет укреплять позиции бренда и создаст платформу для новых шагов вперед.​

Также появляются новые задачи. На данный момент руководители компаний сталкиваются с тем, что сотрудники переходят в статус самозанятых из-за облегченного налогообложения для такой категории работников. В результате бизнес теряет рычаги управления людьми. Законопослушная компания настолько перегружена разными государственными сборами, что совершенно не может конкурировать с ИП и самозанятыми.​

 Есть ли какой-то универсальный совет, который пригодится сейчас всем?

― Думаю, что в первую очередь нам надо обращать внимание на физическое здоровье. Часто конфликты и недопонимание на работе происходят потому, что мы мало спим, плохо питаемся и забываем о спорте. Недавно у меня была сессия с двумя руководителями – мужчиной и женщиной. Последняя постоянно срывается, начинает рыдать, объясняя это сложностью задач. На деле же оказывается, что она спит по 4 часа, ест на ходу что придется и уже полгода не была в спортзале. В результате из-за нехватки внутренних ресурсов​ она часто воспринимает ситуацию слишком обостренно. Увеличивает это продуктивность совещаний? Конечно, нет! Все от этого страдают.

Поэтому первый наш рабочий инструмент — это мы сами. Никакие компетенции не сработают, если мы не выспались и давно не вдохновлялись любимыми делами. Каждый из нас требует постоянного внимания и заботы.

*Ангелина Шам, 

кандидат психологических наук, 

член Ассоциации спикеров СНГ 

и Global Speakers Federation

С экспертом беседовал гл.редактор  

А. Гончаров