Рост конкурентоспособности немыслим без масштабного использованиё аутсорсинга. Интервью с С.Календжяном

Интервью с С.О. Календжяном, директором Высшей школы корпоративного управления

Сергей Оганович, что для вас значит категория "аутсорсинг"?
- В первую очередь это современная технология менеджмента, которая широко востребована в условиях массового применения информационных технологий и глобализации бизнес-процессов. Важнейшей предпосылкой аутсорсинга является развитая конкурентная среда.
Дальнейший рост конкурентоспособности реального бизнеса в России немыслим без масштабного использования аутсорсинга. Наша Школа развивает аутсорсинг в сфере образования и обучающего консультирования. Мы обучаем и внедряем принципы аутсорсинга и делегирования полномочий в деятельность российских компаний.

Вы написали книгу по аутсорсингу и являетесь одним из крупных специалистов в России по этой проблематике, которая, на наш взгляд, недостаточно изучена и недостаточно освещена в средствах массовой информации, даже в специализированных изданиях. Можете ли Вы привести примеры актуальности проблемы аутсорсинга для нашей страны?
- В нашей стране в аутсорсинге существует массовая потребность. На любом предприятии есть множество возможностей по применению этого метода, потому что все наши компании имеют непрофильные активы и большие резервы по росту эффективности менеджмента. К примеру, на любом машиностроительном предприятии есть мелкие цеха, отделы, включая общеизвестный "транспортный цех", которые зачастую неконкурентоспособны. Например, я проводил занятия в одной машиностроительной компании в Нижнем Новгороде. Там был цех, который производил непрофильные изделия. Производительность труда составляла 9000 тыс. рублей на одного сотрудника в месяц. Условия труда на старом оборудовании были очень тяжелыми, зарплата низкой. При изменении стратегии компании удалось разместить производство изделий в аутсорсинговой фирме. Сотрудники цеха были переведены в другие подразделения, которые выпускают конкурентоспособную профильную продукцию.
Другой пример. Слушатель нашей Школы из г. Краснодара, возглавлявший торгово-производственную фирму, имел 40 автомобилей. Он вступил в альянс со специализированной транспортной фирмой, которой передал свой автотранспорт в управление для взаимовыгодного коммерческого использования. При этом для своих нужд он транспорт арендовал.
Аутсорсинг предполагает долгосрочные отношения между заказчиком и исполнителем, которые основываются на уважении взаимных интересов и заботе о партнере. Успеху аутсорсинга способствует наличие совместного стратегического интереса в долгосрочном партнерстве. Безусловно, все это вместе должно вести к росту конкурентоспособности и эффективности.

В чью компетенцию входит аутсорсинг?
- Очень важно понимать, что решения по аутсорсингу - это вопрос корпоративного управления. Речь идет о стратегии развития бизнеса. Необходимо выявить свои конкурентные преимущества. Прорыв к успеху обеспечивается высоким уровнем профессионализма и концентрацией ресурсов. В любом виде деятельности непрофессиональный менеджмент приводит к неэффективным затратам ресурсов. Возьмите воду, энергию, тепло. Мы живем в одной из самых холодных стран мира, и, казалось бы, более экономных людей не должно быть, но мы, к сожалению, очень расточительны. У нас расточительность - массовое явление, которое стало во многом результатом прежней системы хозяйствования, которую надо менять.
У меня есть группа аспирантов, которые обобщают практику аутсорсинга в различных отраслях экономики России. Я с оптимизмом смотрю на практические применения аутсорсинговых технологий в отечественных компаниях. Надо научиться не только передавать в аутсорсинг, но и брать на себя функции аутсорсера. Главное в аутсорсинге - это репутация и честность.


Продолжение читайте в печатной версии журнала