Энтомология бизнеса (или наблюдения из жизни насекомых). С.Бакулин

Один мой знакомый уже вторую неделю находится в депрессии. Проект, который он разрабатывал все свое рабочее и свободное от работы время, лелеял как свое детище, вдруг оказался заявлен конкурирующей организацией.

С.П. Бакулин

С большой уверенностью можно сказать, что вся проблема, по-видимому, кроется не только в интуитивном возникновении оригинальной идеи одновременно у разных людей в конкурирующих между собой компаниях, и не только в слабых мнемических данных отдельных сотрудников, но в некоторых особенностях развития рынка в эпоху великих высокотехнологических открытий.
Конечно, можно твердить, что шпиономания - обязательный сюжет лишь для литературного и кинематографического продукта, но оглядитесь, некие таинственные "жучки" заглядывают в бумаги на вашем столе, подслушивают ваши разговоры в курилке, обсуждают ваши успехи и ошибки и с завидной постоянностью доносят полученные сведения заинтересованным лицам.
Главное, не смущайтесь, если окружающие подозревают в вас параноика, ведь говорится в одном анекдоте, что если вы даже лечитесь от паранойи, это еще не значит, что вас не стукнут в темном переулке.
И не зря же сотрудники служб безопасности отрабатывают всевозможные каналы проникновения "жучков" в вашу организацию, таким образом исследуя сложную науку "энтомология бизнеса".
Специалисты в области безопасности бизнеса от коммерческого шпионажа выделяют несколько наиболее ярких видов "жучков".

ЭЛЕКТРОННЫЙ "ЖУЧОК"


Самый распространенный вид "жучка" - электронный, хорошо знакомый нам с экранов телевизора и страниц книг. Его можно приобрести в коммерческих киосках либо изготовить самостоятельно (в Интернете есть довольно-таки много "полезной" информации, чтобы сделать "жучка" своими руками). Такой "жучок" может незаметно внедриться в рабочее пространство, собирая информацию и передавая радиосигналы куда-нибудь на соседнюю с вашим офисом улицу. Он может наблюдать за вами зорким оком мини-видеокамеры, реагировать на звонки мобильных и радиотелефонов, выуживая из мощного информационного потока конфиденциальные сведения о персонале, коммерческую информацию о разработке новых проектов, маркетинговых планов, шифров и паролей.
Способы борьбы с таким "жучком" понятны: кинематограф раскрыл перед нами множество тайников, где прячутся эти любопытные "насекомые". Впрочем, прежде чем извлечь "жучка", подумайте, а стоит ли? Ведь зная, где находится известный вам "жучок", вы всегда сможете контролировать ту информацию, которую он получит, а значит, может сыграть роль "двойного агента", передавая конкурентам дезинформацию.


Продолжение читайте в печатной версии журнала