Уникальность нашей страны в том, что вектор ее развития определяет беспартийный глава исполнительной ветви власти!

Автор: Сергей Пронин, телеграмм-канал «Про Людей и «упырей»

 Недавно Совет Федерации объявил об очередных выборах на должность Президента Российской Федерации, назначенных им на 17 марта следующего года. Как Вы считаете, на ближайшие 100 дней выборы Президента станут самым важным событием в жизни россиян или в это время может произойти что-то еще более важное для них? 

― Думаю, что у каждого из нас, у любой семьи или другого коллектива есть собственный «рейтинг» происходящих событий. И самым важным для большинства наших людей в последние почти два года является вопрос о том, когда завершится СВО, ведь она в той или иной степени затронула абсолютное большинство жителей нашей страны. Об этом много говорят и пишут политологи и военные эксперты, поэтому, как человек, уволенный в запас более тридцати лет назад, не могу добавить здесь чего-то нового. Да и формат журнала предполагает обсуждение проблем управления, в том числе управления государством. Поэтому хотел бы подробно остановиться на теме предстоящих президентских выборов и совершенствования, а точнее, реформирования системы государственного управления в нашей стране. Теоретически выборы высшего должностного лица страны на еще на целых 6 лет, конечно же, имеют судьбоносное значение для всех без исключения жителей России. А вот станут ли предстоящие выборы таким событием в действительности, лично для меня вопрос пока открытый.

 ​А от чего, по Вашему мнению, это зависит?

― ​От многих факторов, и прежде всего, от состава кандидатов на высшую государственную должность в стране. Пока известно только, что о своем намерении баллотироваться на должность Президента России в очередной, если я не ошибаюсь, уже в 5-й раз (!) заявил действующий глава государства В. В. Путин. Конечно же, это было более чем ожидаемо, ведь иначе было бы трудно объяснить, для чего в опасный для жизни людей «коронавирусный период» понадобилось срочно вносить хотя и многочисленные, но, на мой взгляд, малозначительные (кроме «обнуления») изменения и дополнения? 

Ну, а если основными «конкурентами» Путина на предстоящих выборах будут, как шесть лет назад, сотрудник его администрации — уполномоченный по защите прав предпринимателей Б. Титов или фактически почти близкая родственница Путина К. Собчак, то, думаю, что эти выборы никому не будут интересны, разве что любителям клоунады и примитивных сериалов с заранее известным концом.

Нечто подобное москвичи видели на недавно прошедших выборах мэра Москвы, где также «обнуленный» С. Собянин в третий раз подряд пошел на выборы, хотя еще в 2018 году обещал больше этого не делать. Компанию «конкурентов» ему подобрали очевидно неконкурентную, поэтому такие «выборы без выбора», да еще дополненные несмешными фокусами их организаторов на избирательных участках (чему я сам был свидетелем), иначе как фарсом и издевательством над избирателями и избирательным правом назвать у меня язык не поворачивается. 

 Кого бы Вы лично хотели видеть в избирательном бюллетене на выборах Президента РФ в 2024 году?

― Во-первых, я лично хотел бы, чтобы кандидатов было как минимум 10 человек, и чтобы они представляли весь политический спектр сегодняшней России, образно выражаясь, «от монархистов до анархистов». Во-вторых, считаю, что кандидаты, которые стремятся занять высшую государственную должность в России, должны удовлетворять хотя бы нескольким основным требованиям, которые позволят им успешно выполнять исключительно сложные и ответственные обязанности главы такой великой, могучей и огромной страны, какой является Россия.

 Можете перечислить эти требования?

― Прежде всего, на мой взгляд, кандидат должен быть гражданином России или СССР по рождению, всю свою жизнь жить в нашей стране (командировки и отдых за границей, конечно, допустимы), учиться и работать в России, никогда не иметь иностранного гражданства или вида на жительство в другой стране, а также проживающих постоянно за рубежом близких родственников. 

Кандидат должен, на мой взгляд, быть определенного возраста. В идеале от 45 до 59 лет, ведь не зря же везде этот период характеризуют словом «зрелость», а нашей стране, безусловно, нужен зрелый руководитель. Не молодой (до 45 лет), т. к. с учетом медленного взросления нынешнего поколения люди в этом возрасте не имеют еще достаточного жизненного опыта и мудрости, чтобы руководить такой страной, как наша. Учитывая достижения современной медицины и повышение пенсионного возраста в Российской Федерации, считаю, что с обязанностями Президента может успешно справиться и человек так называемого возраста «ранней старости» от 60 до 74 лет. А вот с президентом старческого возраста, т. е. 75 лет и старше, мы очень рискуем получить «Байдена по-русски» или, как минимум, «позднего Брежнева», чего очень бы не хотелось.

 ​Почему для Вас так важен возраст кандидатов?

​― Существует много исследований на тему зависимости работоспособности человека от его возраста, большинство из которых сходятся во мнении, что с 60 лет у подавляющего большинства людей она существенно снижается. Не зря же столько лет мужчины в СССР и РФ выходили на пенсию в 60 лет, а повышение пенсионного возраста в России связано, на мой взгляд, не столько с увеличением трудоспособного возраста, сколько с дефицитом бюджета Пенсионного Фонда. А ведь президенты в нашей стране пашут, по словам того же Путина, который им был уже много раз, «как рабы на галерах»! Неужели у известных своей сердобольностью россиян поднимется рука опустить в избирательную урну бюллетень, отправляющий пожилого человека «пахать на галеры»! 

Еще более важным, чем возраст, я считаю вопрос здоровья кандидатов в Президенты страны. Лично для меня удивительно то обстоятельство, почему, например, желающему стать судебным приставом-исполнителем, а тем более росгвардейцем, нужно пройти серьезную медицинскую комиссию, а кандидату в Президенты огромной страны и Верховному главнокомандующему ее Вооруженными Силами, обладающими ядерным оружием, проверить состояние здоровья и годность к исполнению обязанностей высшего должностного лица страны не надо?

А ведь у зрелого, а особенно пожилого, человека обычно целый «букет» болезней, в том числе препятствующих качественному исполнению обязанностей Президента такой огромной страны, как наша. Думаю, многие еще не забыли, как только что избранный на второй срок Президентом РФ Б. Н. Ельцин буквально через несколько месяцев вынужден был лечь на операцию по аортокоронарному шунтированию. На это время он передал, причем, говорят, не без серьезных колебаний, свои полномочия тогдашнему председателю Правительства РФ В. С. Черномырдину, которого, естественно, граждане не выбирали, т. к. он был назначен на свой пост Государственной Думой.

Кстати, отсутствие всенародно избранного вице-президента в нашей стране, где Президент реально руководит, а не представляет страну номинально, как, например, в Германии или Италии, мне представляется тоже серьезной управленческой проблемой. А ведь вместе с первым Президентом России Б. Ельциным в 1991 году был избран и первый (и пока единственный в истории нашей страны) вице-президент А. Руцкой. Но октябрьские события 1991 года привели к «исчезновению» из нашей политической жизни должности «Вице-президент Российской Федерации» с одновременно закрепленным в Конституции 1993 года преобладанием в верхней палате российского парламента … представителей исполнительной ветви власти. Но об этом немного позже. 

 ​Какие еще качества, на Ваш взгляд, должны быть у кандидата в Президенты России?

―Прежде всего, соответствующий задачам, возложенным на Президента РФ, интеллектуальный уровень. Не зря же в народе говорят, что лучше с умным потерять, чем с дураком найти! Я имею в виду, прежде всего, хорошие способности и приличное образование. Об уровне умственных способностей можно судить по тому, насколько легко и успешно кандидат в Президенты учился в школе, колледже, вузе. И лучше будет, если образование получено в очной или вечерней форме, на «бюджете» и не по квотам «спортсменов, артистов, начальников и партийно-комсомольских активистов». 

Я знаю немало курсантов-спортсменов, которые месяцами пропадали на сборах и добились желанного звания «мастер спорта». Вот только уровень их профессиональной подготовки, увы, оставлял желать лучшего. Ну, а о командирах курсантских подразделений в военных училищах, которые обычно сдавали экзамен последними, просто говорили: «Три балла за знание, два балла за звание». Что, в прочем, не мешало многим из них после обучения в военных училищах и академиях получать дипломы с отличием, а некоторым, видимо, «особо талантливым», даже «золотые» медали об окончании военных вузов, лишая медалей тех, кто их реально заслужил, т. к. в министерстве обороны СССР количество золотых медалистов не должно было по решению какого-то такого же «талантливого» военачальника превышать 2% от числа обучающихся! 

Несмотря на такие не самые удачные примеры, думаю, что будущему Президенту и одновременно Верховному главнокомандующему военное образование и опыт военной службы очень бы помогли успешно исполнять свои служебные обязанности. В идеале наш Президент должен иметь несколько высших образований и ученую степень. 

Наиболее важными для Президента я считаю знания в области политологии, педагогики и психологии, ведь по большому счету для Президента главное — это умение разбираться в сложнейших политических проблемах и не мене сложных «душах» людей и человеческих взаимоотношениях. А подготовленная самим диссертация (не списанная у других или, что еще хуже, написанная за диссертанта другим человеком) обязательно научит его тому, чему практически невозможно научиться ни в каком даже самом лучшем вузе, а именно умению самостоятельно мыслить и доводить свои мысли до окружающих.

 Получается, что самый лучший Президент страны может получиться из академика?

― ​ Это вряд ли. Дело в том, что сами по себе знания без практики мало чего стоят. При всем уважении к тем же военным ученым, думаю, всем понятно, что главные знания и навыки приобретаются не в аудиториях и лабораториях, а в боевых частях: на боевом дежурстве, учениях, полигонах. Точно также и экономике, и в политике, в правоохранительной деятельности. А если будущий Президент имеет и знания, и опыт работы во всех перечисленных сферах, то эффективность его работы может возрасти в разы. Хотя я придерживаюсь такой точки зрения, что Президенту следует сосредоточиться на решении проблем внешнеполитического характера, обороны, безопасности, судов и правоохранительных органов, а вопросы экономического и социального характера поручить председателю Правительства. Следовательно, образование и опыт работы у каждого из них должны быть соответствующими решаемым ими задачам. Очевидно, что у одного человека, даже самого гениального и способного как Б. Н. Ельцин (с его слов) спать всего по 2–3 часа в сутки, все вопросы успешно решить не удастся. Очень хорошо об этом всего двумя фразами сказал полтора века назад Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное!» и «Не обнимай необъятное!»

 ​А что бы Вы могли предложить для того, чтобы повысить интерес населения к предстоящим президентским выборам?

―  Самое первое и простое, что можно и нужно сделать —​ обеспечить прозрачную и честную избирательную кампанию и равные условия в ней для каждого кандидата. Разумеется, в сложившейся в нашей стране за последние почти 25 лет обстановке сделать это практически невозможно, но надо хотя бы попробовать! К сожалению, эта избирательная кампания уже началась с фарса и еще большим фарсом, скорее всего, и закончится.​

В чем это выражается? Да практически во всем, как говорится, «куда не кинь —​ везде клин!» Например, действующий Президент объявляет о своем намерении баллотироваться на новый срок, и сразу все телеканалы и интернет-ресурсы только об этом и говорят. А где информация о других кандидатах? Если и есть, то в основном о представителях парламентских партий, выдвинутых съездами своих партий​ кандидатами на эти выборы. Да и то как-то скоренько, чисто для проформы. Про остальных кандидатов практически ничего существенного и узнать невозможно. Далее пошли собрания инициативных групп. И тут лично у меня вопрос: а самовыдвиженец Путин В. В. действительно сам все организует и платит за все из своих личных средств, или всем занимаются финансируемые из бюджета ЕР и СР и, скорее всего, работники администрации Президента, УДП РФ и прочих госструктур? Когда и где будут транслировать теледебаты кандидатов и примет ли хоть в одних из них участие кандидат Путин? Узнают ли в этот раз избиратели необходимую для принятия ими решений информацию о том, кому отдать свои голоса? Например, о их близких родственниках (женах, детях, родителях, братьях-сестрах и т.​ д): кто они, где живут, чем занимаются, какие​ имущество и доходы и от​ какой​ деятельности имеют…​ А еще очень бы хотелось услышать предвыборную программу каждого кандидата.​ И дать им наказы, желательно, не согласовывая их предварительно с администрацией Президента РФ. Понятно, что обещания и наказы после выборов, как правило, забываются избранными, будь то депутаты или президенты, но вдруг в этот раз будет по-другому?

​ А Вы хотели бы дать наказы кандидатам в Президенты? И,​ если да, то какие?

― Конечно, хотел бы. Их у меня столько, что наше интервью может затянуться не на один день! Поэтому, понимая, что мы ограничены во времени некими разумными пределами, назову​ наиболее важные, на мой взгляд, проблемы и предлагаемые​ мной​ пути их решения.

Как экономист-исследователь по своему третьему высшему образованию и кандидат экономических наук, исследование любой проблемы я начинаю с ее экономической основы, а там —​ с​ вопроса о собственности. Поэтому ключевым вопросом и главным моим наказом как избирателя​ ​ кандидату на должность Президента России я считаю вопрос о​ реальном​ возврате​ в общенародную собственность всех полезных ископаемых и природных ресурсов России, доли которых от мировых составляют соответственно 30 и 40 процентов! Уверен, что, положительно решив этот вопрос, мы одновременно решим сразу 3 задачи, с которыми власти​ в России безуспешно «борются» уже более 30 лет: обеспечение наивысшего в мире дохода на душу населения, ликвидация бедности и кардинальное ограничение влияния на развитие страны​ владельцев​ крупных капиталов (их часто по привычке из 90-х называют олигархами, хотя олигархами в России последние 20 лет являются совсем другие люди, но об этом отдельный разговор). Разумеется, это вопрос нельзя решить на раз-два, для этого требуются ум, знания, опыт и большая работа серьезного коллектива людей. Но обязательным условием является политическая воля Президента, который согласно нынешней редакции Конституции наделен исключительными полномочиями. Одновременно с этим необходимо обеспечить гарантированную защиту собственности добросовестных правоприобретателей​.

​В последние 3 года Генеральная прокуратура активно занимается конфискациями и так наловчилась в этом, что сумела конфисковать даже дома 58 семей — участников долевого строительства под предлогом… коррупции в Управлении делами Президента РФ.

 ​Значит, надо начинать изменения с изменения Конституции и важнейших законов? 

―  Теоретически, конечно, нужно, как говорится, «танцевать от печки», то есть начинать работу с подготовки проекта новой Конституции Российской Федерации и предложений по внесению соответствующих серьезных изменений в важнейшие законы нашей страны. Почему нам нужна именно новая Конституция, а не очередная подработка существующей? Дело в том, что у Российской Федерации по сути никогда не было своей собственной Конституции, разработанной специально для той страны, о создании которой было объявлено 12 июня 1991 года. В то время в качестве первой Конституции Российской Федерации была использована Конституция РСФСР образца 1978 года, в которую в настолько спешном порядке были внесены «точечные» изменения, что еще более двух лет до принятия Конституции 1993 года мы, как бы это ни казалось удивительным, де-юре жили по законам уже не существующего СССР! Ключевой в Конституции, принятой в 1991 году, была, на мой взгляд, попытка отмежеваться от советского прошлого и руководящей роли КПСС, в связи с чем появился пункт о том, что в РФ нет государственной идеологии. Лично мне такое утверждение кажется неверным, поскольку, хотим мы того или нет, в деятельности государства всегда есть идеология, даже если она не оформлена в целостном виде и не зафиксирована документально. Идеология государства — это принципы и нормы, сформулированные прежде всего в его Конституции и важнейших законах. 

Другой вопрос, что власти не всегда хочется собирать основополагающие вещи в одном документе, т. к. собранные в концентрированном виде они могут вызвать недоумение и обоснованные вопросы и претензии граждан. Да и самой власти гораздо удобнее управлять народом, когда есть возможность для маневра в зависимости от текущей социально-политической ситуации. В Конституции 1993 года очевидны попытки усилить позиции исполнительной ветви власти за счет уменьшения полномочий власти законодательной. В этом стремлении исполнительная власть дошла до, на мой взгляд, парадоксальных вещей, когда в верхней палате парламента (!) половина сенаторов назначена губернаторами, а для гарантии руководства верней палатой парламента исполнительной властью (!) главе ветви исполнительной власти в РФ — ее Президенту предоставлено право ввести в состав Совета Федерации еще 30 человек! Про изменения в нашей Конституции 2006 года особо и говорить нечего, кроме того, что в результате были увеличены сроки пребывания Президента и депутатов на своих должностях до 6 и 5 лет соответственно, а также несколько увеличены полномочия Президента за счет ограничения полномочий Председателя Правительства. 

Ну, а изменения, внесенные в нашу Конституцию в 2020 году, при том, что поправок было немало, запомнились большинству граждан России прежде всего т. н. «обнулением», после чего многие руководители федерального и регионального уровней формально законно пошли на выборы в третий, четвертый, пятый раз. Поэтому я считаю, что нам нужна новая, разработанная «с нуля», целостная, без «родимых пятен» и «заплаток» прошлых лет, учитывающая как позитивный, так и негативный опыт, отвечающая запросам всех слоев населения, современная по духу и содержанию Конституция.  У меня есть собственное представление о том, какой она должна быть, в том чтсле в плане создания действительно демократической, а, следовательно, более эффективной и надежной системы государственного управления. Сегодня мне она представляется крайне неустойчивой конструкцией, состоящей из большого числа пирамид и пирамидок федерального, регионального и местного уровней, стоящих не на своих основаниях, а на вершинах, каждая из которых —​ руководитель исполнительной власти соответствующего уровня. А должно быть, по моему глубокому убеждению, с точностью до наоборот! Но ведь эта система появилась не сама по себе, она много лет выстраивалась нынешней властью. И для того, чтобы ее изменить, прежде всего нужна политическая воля будущего Президента России. А еще нужны новые люди: умные, образованные, опытные и мудрые, а главное, думающие и работающие прежде всего на благо России, а не ставящие во главу угла свои личные, семейные, корпоративные или партийные интересы. 

Уверен, что такие люди в нашей стране есть, при этом большая часть их находится в оппозиции к действующей власти. С такими людьми сложно работать, но я уверен, что только настоящие патриоты и профессионалы, пользующиеся заслуженным авторитетом у населения и опирающиеся на его поддержку, в состоянии решить перечисленные мной задачи. А не депутаты и сенаторы, в массе своей давно смирившиеся с ролью помощников исполнительной власти, щедро «подкармливаемые» ею, и не политические партии, большинство из которых отличаются только названиями и степенью близости к той же исполнительной власти.

 ​Вы сами собираетесь голосовать за нового Президента?

―  Скорее да, чем нет. Как гражданин своей страны, почти 50 лет отдавший защите ее воздушных рубежей и экономической безопасности, а также работе по обеспечению законности в исполнительном производстве и контрольной деятельности, я очень хочу, чтобы наша страна была самой лучшей в мире во всех отношениях, причем не на словах , а на деле. А это значит, что если я увижу достойного кандидата, то с удовольствием приду на избирательный участок и проголосую за него. Именно поэтому я с нетерпением жду, когда будет понятен состав кандидатов, известны их предвыборные программы, начнутся теледебаты… К сожалению, из избирательных бюллетеней исключена графа «против всех», что я считаю нарушением права избирателя выразить свое мнение даже в том случае, если ни один из кандидатов его не устраивает. Поэтому, если достойных, с моей точки зрения, кандидатов в избирательном бюллетене не окажется, я, скорее всего, не стану голосовать за лучшего из худших (вы же не станете покупать в магазине тухлую рыбу только потому, что другой там нет?!), а проголосую «ногами». То есть не пойду на выборы, чтобы хотя бы таким образом показать их организаторам, что их работа меня не устраивает и они должны сделать соответствующие выводы. Надеюсь, что такого все же не произойдет, и новый 2024 год запомнится нам всем только замечательными позитивными событиями!

​*Сергей Пронин, 

- автор информационно-аналитического телеграмм канала 

«Про Людей и «упырей»

- председатель правления общественной организации участников долевого 

строительства жилого комплекса «Сенатор клуб»

- учредитель благотворительных фондов «Честь и слава» и «Кузнецкий мост»

- член Общероссийской общественной организации « Деловая Россия»

- ветеран Войск ПВО страны

- почетный сотрудник налоговой полиции России

Беседовала 

Дряхлова Ольга