На некоторых рынках следующий за информационным век уже появляется. Интервью с В.Оськиным

"Информационный век", "постиндустриальное общество", "интеллектуальный капитал" и другие новые термины. Что за ними стоит? Нужно ли учитывать явления, которые стоят за этими терминами, при планировании работы с персоналом? Пытаясь связать воедино эти понятия, мы обратились с вопросами к рекрутеру, консультанту, директору по развитию интеллектуального капитала Оськину Валерию Валентиновичу.

Экономисты, а затем и бизнесмены, политики заговорили о постиндустриальном обществе и информационном периоде развития человечества. Есть ли какая-нибудь принятая в мире точка отсчета этого процесса? Можно ли назвать год или хотя бы десятилетие, которое можно считать началом индустриального века? Вошла ли Россия в этот век непонятно, но, безусловно, бизнес в постиндустриальном пространстве становится все более информационно наполненным и интеллектуально богатым. Скажется ли это на управлении персоналом?
- Начну, с вашего позволения, с ответа на последний вопрос. Да, вы попали в "десятку". Конечно, скажется. Сейчас очень быстро повышается значимость творческого потенциала людей в бизнесе. Этот процесс идет очень активно, хотя темпы роста ценности творчества и творцов сильно различаются в разных странах и разных отраслях экономики. Суть работы с высокоинтеллектуальным персоналом в развитом постиндустриальном обществе будет принципиально отличаться от нашей вчерашней и сегодняшней практики. Стоимость талантов растет быстрее, чем это понимает основная масса работодателей. Но количество талантливых людей ограничено и быстро не вырастет. Таким образом, сегодня происходит незаметное деление всех компаний мира на "живые" и "мертвые" по признаку наличия в них талантливых сотрудников - основного конкурентного преимущества завтрашнего дня.
Кстати, проблемой поиска талантов дальновидные руководители были озабочены практически всегда. Громадную работу по международному рекрутменту для создания конкурентоспособной экономики России провел Петр I в конце XVII - начале XVII вв. В эпоху Наполеона в Британии и Франции были созданы и активно действовали организации по привлечению талантливых людей в эти империи. Все они очень ценили каждую "голову". Сегодня такую работу должен вести каждый руководитель в каждой компании. Теперь уже каждый - это требование постиндустриального общества, то есть, с одной стороны, этот процесс, можно сказать, демократизировался. Бои за таланты теперь должны вестись всеми компаниями, а не только лидирующими. С другой - эта охота на таланты приобрела поистине всемирный масштаб.

Охота на таланты - это ведь не новая тема.
- Это особая тема и не короткая. Давайте об этом поговорим в другой раз. Поэтому вернемся к первому вопросу о начале индустриальной эпохи. В конце XX века специалисты Бюро экономического анализа при Министерстве торговли США изучали динамику капитальных затрат и строили графики расходов американских компаний на промышленное и информационное оборудование. Они увидели, что с 1982 года затраты американских предприятий на покупку средств производства "промышленного века": двигателей и турбин, приборов, станков, промышленных погрузочно-разгрузочных механизмов и машин, оборудования для сферы услуг, горнодобывающей, нефтяной и строительной отраслей, а также сельского хозяйства - держатся на уровне 105 - 110 млрд долл. в год уже много лет. Линия на графике шла почти горизонтально. Мониторинг затрат на покупку компьютеров и телекоммуникационного оборудования показывал совершенно иные результаты. В 1982 году американские компании израсходовали на них 49 млрд долл., через 5 лет - уже 86 млрд долл., и эта сумма продолжала быстро расти. Линия на графике круто поднималась. В 1991 году обе линии пересеклись. Затраты на информационную технику, составившие 112 млрд долл., впервые превысили затраты на оборудование для производства реальной продукции - 107 млрд долл. Далее этот разрыв только увеличивался. Поэтому 1991 год и стали считать первым годом информационной эпохи развития человеческого общества.
Уже никому не надо доказывать, что мы находимся на этапе перехода к постиндустриальному обществу и постиндустриальной экономике, соответствующей этому этапу развития нашей с вами цивилизации. Индустриальная эпоха была потрачена человечеством не зря. Люди прекрасно научились производить предметы, необходимые им для удовлетворения своих постоянно растущих потребностей. Многие из этих вещей, устройств помогают работать с информацией, производить ее, хранить, транслировать. Предметы облегчили создание и использование информации и изменили отношения собственности, связанные с ценностью продукта новой эпохи - информацией. Предметы становятся все дешевле и доступнее, а информация - все дороже. Эти явления создали предпосылки для формирования иных отношений работника и работодателя, вводят новые закономерности их сотрудничества.

Отчего это происходит? Разве не все равно, что производить и продавать?
- Одним из следствий обсуждаемых нами глобальных явлений стала демократизация производства информации и основанных на ней продуктов/услуг. Давайте вспомним, много ли наших соотечественников владели компьютерами 10 лет назад, в середине 90-х годов? Именно владели, а не имели возможность пользоваться компьютером на работе? Единицы. И те в основном были профессионально связаны с ЭВМ. Программисты, специалисты по вычислительной технике. Так они назывались тогда. Ценностью был сам компьютер. Что теперь? Приобретение компьютера стало обыденным. Он со всеми своими информационными возможностями теперь общедоступен! Бери и производи сам, если можешь, новые востребованные рынком знания и конкурентоспособную информацию. Главной ценностью стало уже не наличие компьютера в собственности, а умение использовать его при производстве, обработке, передаче, трансформации и продаже информации. В наше время многие могут создавать и создают ценные информационные продукты самостоятельно. Эта продукция продается и покупается. Для такого производства уже не всегда нужна организация, компания, предприятие. Продукт создается и реализуется за счет имеющихся в распоряжении человека знаний, умений, технологий, технических средств, телекоммуникационных возможностей. Питер Друкер очень четко и ясно сформулировал: "Интеллектуальный работник располагает кое-чем поважнее, чем природные ресурсы, - собственным заводом, главным инструментом которого являются его мозги, сумма знаний. И завод этот очень компактный и мобильный. А владелец этого предприятия - его стопроцентный акционер".
Теперь посмотрим на другое следствие наступления века постиндустриального бизнеса. Наряду с демократизацией производства информации возникают и принципиально новые возможности людей, обладающих интеллектуальным потенциалом и объединенных в рамках организаций, компаний, предприятий. Создаваемые ими информационные продукты иногда становятся ценностями глобального масштаба. Примеров тому среди лидеров современной экономики масса. Работник умственного труда в таких компаниях, обладающий знаниями и использующий современные технологии, рассматривается как основное средство производства в новых экономических условиях. Различного рода знания, интеллектуальная собственность, нематериальные активы, брэнд и т.п. представляют собой основные орудия труда и активы новой экономики.
Важнейшим ресурсом новой экономики становится сегодня интеллектуальный капитал, идущий на смену традиционному капиталу, который основывался на собственности и владении средствами производства.
Сравнивая оба следствия наступления новой эпохи, с точки зрения работника - носителя интеллектуального потенциала, мы понимаем, что он становится все свободнее в своем выборе. Его уже труднее привлечь в организацию для работы и удержать в ней.


Продолжение читайте в печатной версии журнала