Ольга Петрова, заместитель генерального директора КА «ВИЗАВИ Консалт»
Одна из важных функций кадрового агентства по-прежнему состоит в том, чтобы давать своим клиентам достаточно точную картину рынка в интересующих его срезах. Дополнительной трудностью анализа остается неоднозначность соответствия названий должностей и функционала. Даже если не рассматривать крайние ситуации, когда какая-нибудь небольшая компания может иметь в своем составе всего человек десять, но все директора: директор по персоналу, финансовый директор, коммерческий директор, директор по маркетингу, IT-директор, административный директор и т. п. Небольшая компания использует этот способ, чтобы удержать людей, которым лестны пышные титулы на визитках. Эти начальники без подчиненных, как полководцы без армии, не получают навыков управления и решения масштабных задач, но в таком явном случае трудности могут возникнуть только у самих работников, если им начинает казаться, что они действительно соответствуют такому условному названию должности.
В конкретных случаях могут быть особенности, но в целом рынок уже вполне придерживается единого понимания функционала. Так, можно смело ориентироваться на то, что ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР/ЗАМЕСТИТЕЛЬ ФИНАНСОВОГО ДИРЕКТОРА имеют следующие должностные обязанности:
· формирование и управление финансовым департаментом компании;
· определение финансовой политики компании, разработка и осуществление мер по обеспечению ее финансовой устойчивости;
· управление финансами, исходя из стратегических целей и перспектив развития компании, по определению – источников финансирования;
· анализ и оценка финансовых рисков, обеспечение контроля за соблюдением финансовой дисциплины;
· формирование налоговой политики компании, налоговое планирование и оптимизация налогообложения, совершенствование учетной политики, экономико-правовой анализ (due diligence) объектов потенциальных инвестиций;
· регулирование соотношения собственного и заемного капиталов;
· руководство составлением перспективных и текущих финансовых планов и бюджетов всех департаментов и подразделений компании, обеспечение контроля их выполнения;
· организация разработки информационной системы по управлению финансами в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета, контроль достоверности и сохранности конфиденциальности информации.
А должностные обязанности ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖЕРА похожи, но при этом существенно более ограниченны в плане управленческих навыков и масштабности задач:
· анализ финансово-хозяйственной деятельности компании;
· управленческий учет и отчетность;
· бюджетирование;
· расчет себестоимости услуг, ценообразование;
· разработка нормативной и методической документации, регламентирующей деятельность финансового отдела;
· составление ТЗ по автоматизации управленческого учета;
· оперативное управление финансовыми ресурсами.
ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР должен:
· в полном объеме вести бухгалтерский и налоговый учет. Возможно частичное ведение управленческого учета или сбор и предоставление сведений для управленческого учета и отчетности;
· вести руководство бухгалтерией (если есть подчиненные);
· осуществлять участие в аудите и налоговых проверках. Постановка задач IT департаменту для автоматизации учета.
Продолжение читайте в печатной версии журнала
Гарантированные адреса розничной продажи журнала "Управление персоналом" (г. Москва)