Основная разница между этими технологиями по управлению персоналом в том, что лизинг используется компаниями, когда нужны «дополнительные руки» на временную работу, а аутстаффинг применяется, если компания хочет снизить издержки. С. Пашутин

С. Пашутин

 

Чтобы исключить возникновение проблем с проверяющими органами (а это весьма щепетильный момент, поскольку вопросы, связанные с лизингом персонала или с предоставлением временных сотрудников, ни в Трудовом, ни в Гражданском кодексе, не регулируются), у провайдера и клиента должен быть контракт, заключенный на предоставление определенных услуг, а не на сдачу сотрудника в аренду.

 

Аутстаффинг как логическое продолжение аутсорсинга

Из-за усиления конкуренции многим компаниям приходится задумываться об оптимизации бизнес-процессов, сокращении издержек и, соответственно, о перераспределении ресурсов в пользу рационального решения стратегических задач, направленных на развитие корпоративного и/или товарного бренда. В большинстве случаев наиболее высокие административные расходы приходятся на персонал компании, а одной из результативных кадровых технологий, позволяющих существенно снизить затраты предприятия и повысить эффективность бизнеса, является аутстаффинг (outstaffing). Этим термином обозначается услуга в области кадрового менеджмента по выводу отдельных сотрудников за штат компании. Многие компании пользуются аутстаффингом, чтобы решить вопросы, связанные прежде всего с ограничением штатного расписания и бюджета компании, а также снизить риски, связанные с решением трудовых споров. Из-за сходства мотивов, направленных на минимизацию издержек, нередко аутстаффинг путают с аутсорсингом, хотя между ними существует значительная разница. Аутсорсинг – это вывод за пределы компании не персонала, а определенных, чаще всего непрофильных для нее, функций, как, например: маркетинговые исследования, рекламная деятельность, организация питания, уборка, транспорт и т. д. Иными словами, в данном случае заказчик покупает не труд конкретных работников, а услугу.

 

Под аутстаффингом понимается вывод персонала за штат компании-заказчика и оформление его в штат компании-провайдера, при этом выведенные за штат сотрудники продолжают работать на прежнем месте и осуществлять свои обычные функции, но обязанности формального работодателя по отношению к ним выполняет уже кадровая компания-провайдер. Она же берет на себя полную юридическую и административную ответственность за персонал, включая ведение кадрового делопроизводства и бухгалтерии. Аутстаффинг отчасти похож на лизинг персонала, но это не совсем одно и то же. При лизинге сотрудники все время находятся в штате компании-провайдера, то есть лизинг персонала, который, как и любой другой лизинг, представляет собой долгосрочную аренду с правом выкупа. В кадровом аспекте такая «аренда» осуществляется по отношению к сотрудникам, в услугах которых компания нуждается, но на данный момент времени по каким-либо причинам, например из-за сезонности выполняемых работ, не имеет возможности держать у себя в штате. При аутстаффинге до тех пор, пока сохраняется потребность в работниках, они находятся у провайдера, но в случае прекращения по требованию клиента трудовых отношений с сотрудником он увольняется. По мнению специалистов, основная разница между этими технологиями по управлению персоналом в том, что лизинг используется компаниями, когда нужны «дополнительные руки» на временную работу, а аутстаффинг применяется, если компания хочет снизить издержки. Кроме того, чтобы исключить возникновение проблем с проверяющими органами (а это весьма щепетильный момент, поскольку вопросы, связанные с лизингом персонала или с предоставлением временных сотрудников, ни в Трудовом, ни в Гражданском кодексе, не регулируются), у провайдера и клиента должен быть контракт, заключенный на предоставление определенных услуг, а не на сдачу сотрудника в аренду.

 

Продолжение читайте в печатной версии журнала

Гарантированные адреса розничной продажи журнала "Управление персоналом" (г. Москва)