Командный менеджмент в России. Методы формирования и развития командных эффектов в организации. М. Долгов, Е. Доценко, А. Нефедов, С. Зверев

Автор: М. Долгов, Е. Доценко, А. Нефедов, С. Зверев

С чем связан интерес к теме команды в мире? Еще несколько лет назад казалось, что это мода. Однако посмотрим на некоторые тенденции развития современного бизнеса:
1. Развитие коммуникационных и транспортных сетей расширяет рынки и приводит к росту международной конкуренции. Интернет обеспечивает всеобщую доступность информации, и теперь преимуществом будет обладать тот, кто сможет быстрее и лучше ею воспользоваться.
2. Стремительный рост высоких технологий требует быстрых изменений, связанных с их внедрением. Креативность и способность к быстрому внедрению инноваций становятся необходимыми условиями выживания.
3. В условиях международной конкуренции бизнес все больше ориентируется на потребности конечного потребителя – как следствие, повышаются требования к гибкости организационных структур и систем управления.
4. Возможности личного роста и саморазвития играют все большую роль в мотивации персонала – как следствие, более остро встает вопрос удержания и мотивации высококвалифицированных специалистов.

Становится очевидно, что использование феномена команды с ее возможностями инициативно ставить амбициозные цели и добиваться беспрецедентных результатов, умением извлекать максимум из ресурсов каждого члена команды и поддерживать высочайшую мотивацию членов команды на совместную работу может дать решающее конкурентное преимущество современным компаниям.

Особенности российской культуры (склонность к групповой работе, ориентация на неформальные отношения) позволяют утверждать, что командный менеджмент подходит российскому бизнесу как инструмент, и путь его внедрения – это во многом путь развития конкурентоспособности российских компаний.

Командный менеджмент – это направление теории и практики управления организацией, опирающееся на комплексное и конструктивное использование командных эффектов.

Мы проанализировали, что именно руководители различных уровней подразумевают под словом «команда». Проведенный анализ позволил составить перечень эффектов, развивая и корректируя которые можно говорить о работе по созданию команды в рамках отдельных подразделений и компании в целом. Приведем некоторые из них:
– взаимоусиление и взаимопомощь, ориентированные на достижение общей цели;
– приоритет целей совместной деятельности над личными целями;
– инициативный обмен ресурсами во имя достижения общей цели, а не подход «ты мне – я тебе»;
– преобладание нематериальной мотивации сотрудников организации, развитая способность многих сотрудников к самомотивации;
– высокая личная ответственность каждого сотрудника за достижение общей цели отдела, службы, компании;
– готовность к самоотверженным действиям во имя интересов компании;
– добровольная самодисциплина и самоконтроль сотрудников, которые они воспринимают как необходимое условие обеспечения надежности;
– инициативная подача обратной связи сотрудниками, открытость коммуникаций;
– руководители – инициативные и целеустремленные неформальные лидеры;
– способность к организации самостоятельной и согласованной деятельности каждого отдела и подразделения, как следствие – адаптивность и готовность к изменениям;
– высокая степень доверия сотрудников друг к другу, основанная на разнообразном опыте результативных совместных действий и яркой корпоративной истории;
– принятые в компании стандарты поведения и деятельности являются обязательными для всех. Отсутствуют двойные стандарты;
– готовность принять личную ответственность за неуспех команды в сочетании с принятием заслуг других и команды в целом в случае достижения результата;
– ориентация на беспрецедентную результативность в индивидуальной и совместной деятельности;
– развитое чувство «мы», развитая корпоративная культура (язык, традиции, нормы, правила), добровольно принимаемая и развиваемая всеми сотрудниками.

Действительно, практика и результаты исследований показывают, что указанные выше командные эффекты, развитые в организации, приводят к долгосрочным рыночным результатам, существенному преимуществу организаций, внедривших командный менеджмент, перед конкурентами.