Новые горизонты HR-менеджмента в экономике знаний. А. Денисова

   XXI век ознаменовал переход к новой экономике – экономике знаний. Знания и нематериальные активы становятся основным источником конкурентного преимущества компаний на глобальном мировом рынке. В связи с этим изменяется и роль специалистов по управлению персоналом. Появляются функции, о которых еще 50 лет назад нельзя было и подумать, теперь они становятся повседневной рутиной кадрового менеджмента. Каких изменений следует ждать управляющим персоналом и как к ним подготовиться, чтобы успеть в ногу со временем?

 

Прежде всего хочется отметить возрастающее значение нематериальных активов. Сегодня средняя величина материальных активов компании составляет менее 25% ее рыночной стоимости. Оставшаяся часть приходится на нематериальные активы. Особую роль в составе нематериальных активов играет человеческий капитал.

 

Развитие теории человеческого капитала началось лишь в 50–60-х гг. XX века в трудах Г. Беккера, Т. Шульца и др. Именно в этот период впервые человеческий капитал был исследован на микроэкономическом уровне в работе представителя «чикагской школы» человеческого капитала, нобелевского лауреата Г. Беккера, определившего, что человеческий капитал состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг.

 

Наращивание человеческого капитала сходно с процессом аккумулирования физического и финансового капиталов и требует отвлечения средств от текущего потребления с целью получения денежных доходов в будущем. Основными отличиями данного вида активов является то, что человеческий капитал не может быть куплен или продан, он лишь «сдается в аренду» на определенное время; человеческий капитал требует постоянного обновления (обучения); человеческий капитал чувствителен к способу обращения с ним; производительность отдельного работника обычно зависит от множества взаимосвязей между ним и другими работниками, определяемых, как правило, организационной культурой; человеческий капитал изменяет свои внутренние характеристики в процессе движения. Но как финансовые и физические, так и человеческие активы воплощают в себе потенциал генерировать стоимость.

 

Продолжение читайте в печатной версии журнала

Гарантированные адреса розничной продажи журнала "Управление персоналом" (г. Москва)