Нечеловеческий облик феномена «человеческого фактора». Н. И. Плотников

Н. И. Плотников

 

Как предмет познания дисциплина «человеческого фактора» (ЧФ) исследует людей в естественной и техносферной среде обитания и направлена на изучение оптимизации деятельности и на поиски причин неудовлетворяющей деятельности. ЧФ определяется как область исследования и выработки методов эффективности и оптимизации безопасности деятельности. Основанием для определения является аварийность, относимая на неудовлетворительную деятельность специалистов и участвующих в индустрии. По мнению автора, концепция «человеческого фактора» является устойчивым мифом общественного сознания. Эта концепция простирается далеко на все виды деятельности, и мы часто получаем сообщения об авариях и катастрофах в разных сферах деятельности по причинам «человеческого фактора». Задачей нашего исследования является дискриминация мифа об «ошибке» и «человеческом факторе». Много лет автор является последовательным оппонентом этих псевдопроблем, взятых в кавычки.

 

Исследование ошибок в коммуникациях людей

 

Ошибка как категория ненадежности

Дискриминация надежности технического объекта формулируется ключевым термином «отказ». Проявление ненадежности человека большей частью связывают с ошибочной деятельностью. В понимании ошибочности человеческой деятельности лежит история чувств и представлений об ответственности и свободе воли. Эту тему поднимали многие мыслители. В религии синонимом ошибки является понятие греха. Аристотель в «Аналитике» делил ошибки на два класса: неправильная речь и неправильное, нелогичное мышление. Ф. Бэкон определял ошибки как «обманчивые признаки истины», которые присущи людям как иллюзии их бытия. Ф. Ницше писал: «Отдельные действия называют хорошими или дурными в силу их полезных и вредных следствий». Он указывал, что качества хорошего и дурного вкладывают уже не в действия и последствия, а в мотивы, которые к этому вели, и даже в само существо человека: «Обнаруживается, что это существо не может быть ответственно, поскольку оно есть всецело необходимое следствие и произрастает из элементов влияний прошедших и настоящих условий» (подчеркнуто мной. – Н. П.); и далее: «Не существует греха в метафизическом смысле, но в том же смысле не существует и добродетели» (Ф. Ницше; с. 27, 51–52). Таким образом, история понятия ошибки в этом контексте мысли может рассматриваться как категория морального суждения и как ответ на вопрос о свободе воли и ответственности.

 

 

Семантика слова в разных языках

В английском слово «ошибка» (fault) имеет значение «вина», «проступок». Реакцией на вину может быть покаяние, что в переводе с греческого означает «перемена мыслей», «изменение ума». «Ошибка» по В. Далю происходит от понятия «обшибать» – «сбивать», «обивать», «скалывать ударом». Даль пояснял ошибку как неправильность, неверность, неумышленный поступок, ненамеренное искажение чего-либо. В этом проявлялся признак непреднамеренности понятия ошибки.

 

Поиск на сайте www.top-personal.ru

Продолжение читайте в печатной версии журнала

Гарантированные адреса розничной продажи журнала "Управление персоналом" (г. Москва)