Корпоративный ДМС - новое явление, стремительно набирающее силу.

Автор: Сурис Сергей Валентинович

В чем его плюсы и привлекательность?
Добровольное медицинское страхование введено в нашей стране в дополнение к обязательному медицинскому страхованию. Учитывая то, что проблемы здравоохранения включены в национальные проекты, то, видимо, национальное здравоохранение испытывает большие трудности, которые в значительной степени должны быть компенсированы добровольными медицинскими страхованиями. Это дополнительное вливание денег в систему здравоохранения, как государственного, так и частного, что позволяет повысить качество медицинского обслуживания населения. Корпоративное страхование - забота о сотрудниках, создание дополнительных стимулов для долгой работы на одном месте. Корпоративное страхование является самым весомым фактором в социальном пакете. Кроме того, это выгодно как для сотрудников фирмы, которые получают возможность получать качественную медицинскую помощь, так и для самой фирмы, поскольку деньги, вложенные в добровольное медицинское страхование, по закону о страховании снимаются с прибыли и с налогооблагаемой базы. В чем еще привлекательность? Обычно у нас пациент и медицинское учреждение остаются один на один, в случае возникновения каких-то проблем у пациента, он, в общем-то, достаточно беззащитен, то есть с одной стороны выступает вся система здравоохранения, а с другой стороны ― одинокий человек или его родственники. В системе медицинского страхования на защите интересов пациента, кроме его самого, стоит еще и страховая компания, которая обладает большим штатом квалифицированных медицинских экспертов, юристов и имеет, конечно, больше возможностей для защиты прав пациента. Я считаю, что в этом как раз и есть привлекательность добровольного медицинского страхования вообще и корпоративного в частности. Кроме того, при корпоративном страховании, со страховой компанией общается не частный страхователь, интересами которого теоретически могут пренебречь, как незначительной фигуры, а юридическое лицо. Корпоративный клиент очень ценен для страховой компании, поэтому интересы каждого сотрудника организации будут защищены сильнее, чем при индивидуальном страховании.

Корр.: Вряд ли все так гладко, камни уже падают сейчас? В чем минусы?
Добровольное медицинское страхование в нашей стране появилось относительно недавно. Что такое в историческом плане, какие-то 10 ― 15 лет ― ничто. Все зарождалось с нуля. Конечно, есть проблемы, порой возникают недоразумения. В средствах массовой информации сейчас идет не всегда, к сожалению, квалифицированная кампания о врачебных ошибках. В некоторых случаях, за врачебные ошибки выдаются тяжелые заболевания или их осложнения, не зависящие от действий медицинского персонала.

Корр.: Это прецедент. А если рассматривать систему в целом? Есть какие-то недочеты? имеются в виду какие-то камни преткновения, то есть проблематика самого направления в целом.
Недовольство некоторых сотрудников организаций при корпоративном страховании объясняется тем, что при корпоративном страховании очень трудно участь интересы каждого конкретного сотрудника. В данном случае организация определяет для своих сотрудников программу медицинского страхования и лечебное учреждение. Второй минус в том, что сотрудники одной фирмы, застрахованные по ДМС, не всегда хотят встречаться со своими коллегами по работе в поликлинике, обращаясь к врачу по какому-либо деликатному поводу. Некоторые фирмы заключая договор добровольно медицинского страхования предоставляют своим сотрудникам право выбирать различные медицинские учреждения, которые предлагаются в рамках этого договора.

В этом случае разглашение нежелательной информации коллегами, в значительной мере исключается.

Корр.: Пользователи ДМС жалуются  на то, что в поликлиниках есть скрытые инструкции для врачей, не разрешающие лечить ряд сложных заболеваний. Ваши комментарии.
Нет, это не так. Во-первых, любая программа ДМС предусматривает ряд исключений. Государство изначально не включило в обязательное и добровольное медицинское страхование целый ряд тяжелых заболеваний, лечение которых требует значительных затрат. Они финансируются за счет средств госбюджета. Сюда относятся онкологические, психические, тяжелые инфекционные заболевания и так далее. Исключением являются и услуги, оказываемые с косметической целью, пластические операции, и все медицинские мероприятия, проводимые по желанию клиента. К сожалению, люди не привыкли к этой системе, считают, что раз они или за них заплатили деньги, то они имеют право на все. Что касается медицинских учреждений, то в своей работе со страховыми пациентами они руководствуются местными или федеральными стандартами качества медицинской помощи. Если пациенту необходимо выполнить дорогостоящее исследование для постановки правильного диагноза, то ограничений нет ни со стороны медицинского учреждения, ни со стороны страховой компании. Если же это желание пациента, или назначение связано с недостаточной квалификацией врача, то, конечно, это ограничивается как внутренними распоряжениями, так и программами страхования. Рисковать жизнью и здоровьем человека ради экономии нескольких тысяч рублей, аморально и преступно. Поэтому такую «тайную» инструкцию никто никогда не издаст.

Корр.: Каким оборудованием располагает ваша клиника?
Клиника располагает современным импортным и отечественным оборудованием. К услугам пациентов ультразвуковые диагностические аппараты с цветным доплеровским картированием и возможностью получать трехмерное изображение органов в режиме реального времени, рентгеновские аппараты, позволяющие максимально снизить дозу излучения при проведении исследований, стоматологические установки и много другое. Наша клиника располагает оборудованной по последнему слову техники клинической и микробиологической лабораториями. Наши пациенты обследуются и лечатся на самом современном уровне.

Корр.: А профессиональный потенциал?
Персонал очень важная составляющая, у нас работают очень хорошие специалисты по каждому из направлений, мы стремимся таким образом повышать качество оказываемых услуг. Для этого привлекаем к работе врачей из стационаров и научно-исследовательских институтов Москвы, по каждому направлению медицинской деятельности клиника имеет возможность привлекать научных консультантов – профессоров, ведущих специалистов в данной области. Кроме того администрация клиники прилагает все усилия, чтобы наши врачи постоянно повышали квалификацию, повышали свой профессиональный уровень, защищали диссертации, повышали квалификационные категории, регулярно учились на курсах последипломного образования, посещали научные конференции, заседания научных обществ.

Корр.: Какие наиболее типичные заболевания офисных работников? Какова их профилактика?
Офисные работники живут и болеют всеми теми же заболеваниями характерными для данного региона и данной страны. Что чаще всего бывает? Поскольку в офисах имеются системы кондиционирования воздуха, то очень быстро распространяются простудные вирусные заболевания. Офисные работники основную часть рабочего времени проводят сидя на стуле, следовательно им присуще все заболевания, связанные с малоподвижным образом жизни – избыточный вес, остеохондроз позвоночника, геморрой; напряженная работа за компьютером ведет к усталости или заболеваниям глаз. «Офисные заболевания» проще предупреждать простыми профилактическими мероприятиями, такими как производственная гимнастика, «зарядка» для глаз, занятия физкультурой и спортом в свободное от работы время.

Корр.: Все же, какие заболевания наиболее типичны?
Достаточно распространены у офисных работников синдром хронической усталости, стрессовые состояния, астенический синдром и депрессии. Рост этих заболеваний наблюдается во всем мире, вследствие того, что человек не выдерживают такого напряженного темпа жизни. Постоянный страх потерять работу, не продвинуться по службе и прочее вызывают очень много нервных срывов у людей.

Корр.: Как можно заставить сотрудников бережнее относиться к своему здоровью?
Есть два способа. Первый ― убеждать людей заботиться о своем здоровье с юных лет, пропагандировать здоровый образ жизни. Второй способ – экономический. А именно: наличие вредных привычек, факторов повышающих риск возникновения заболеваний влечет за собой возрастание стоимости медицинской страховки. В нашей стране население пока еще недостаточно серьезно относится к своему здоровью и добровольным медицинским страхованием охвачено еще очень мало людей, но уже сегодня возможность потерять работу часто болеющему резко возрастает.

Корр.: С какими страховыми компаниями  вы работаете? Ваше мнение о законодательной базе ДМС?.

Мы работаем с 60-ю компаниями. Это «РОСНО», «Ингосстрах», «ЖАСО», «Росгосстрах» и многие другие. Возможно, Законодательная база добровольного медицинского страхования и не отработана во всех тонкостях, тем не менее - позволяет работать и особых проблем не возникает. Поскольку и лечебные учреждения заинтересованы в страховых компаниях, в получении клиентов, и страховые компании заинтересованы в хороших клиниках. Если происходит расторжение договора, то проблемы возникают у обеих сторон.

Корр.: То есть Вы считаете, что закон работает вполне эффективно?

Все вопросы, возникающие в процессе работы, разрешаются страховыми компаниями и лечебными учреждениями путем переговоров и взаимных уступок. До суда стараются дело не доводить. Честно говоря, я даже не знаю случая, чтобы лечебное учреждение судилось со страховой компанией. На мой взгляд, правовая база достаточная - если не помогает Закон о медицинском страховании то в дело вступают Закон о защите прав потребителей и Гражданский кодекс РФ.