Бывший директор «Нафтогаза» отсудил у компании почти $1,76 млн

Автор: Комментируют Артем Денисов, Алексей Иванов, Екатерина Доминго, Максим Смородинов

Бывший директор «Нафтогаза» отсудил у компании почти $ 1,76 млн

Экс-глава НАК «Нафтогаз Украины» Олег Дубина, занимавший пост гендиректора до 2010 года, выиграл в судебном споре у компании 22,678 млн гривен (около $ 1,76 млн) в виде материальной помощи за «эффективное управление госимуществом».

В соответствии с трудовым договором, заключенным между ним и НАК «Нафтогаз Украина», руководитель получает материальное вознаграждение «за эффективное управление государственным имуществом» 1% от прибыли компании. В июне этого года Олег Дубина обратился в суд с иском о взыскании заработной платы, 25 июля иск был частично удовлетворен. Сумму в 22,678 млн гривен глава компании должен был получить за эффективное управление госимуществом по итогам 2009 года, когда размер чистой прибыли компании составил 2,267 млрд гривен.

Юристы компании планируют оспаривать решение суда в вышестоящей инстанции.

Возможно ли такое в России?

Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании "Генезис":

Согласно статье 145 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, определяются трудовыми договорами в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Постановлением Правительства РФ от 21.03.1994 № 210 «Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)» определено, что оплата труда руководителей государственных предприятий состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Размер должностного оклада в указанных пределах устанавливается с учетом сложности управления предприятием, его технической оснащенности и объемов производства продукции.

Вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия за вычетом средств, направленных на потребление. Размер вознаграждения устанавливается по нормативу, определяемому как отношение 12 месячных должностных окладов к сумме указанной прибыли за предшествующий календарный год.

Таким образом, в РФ существует свой строго фиксированный аналог «эффективному управлению госимуществом» в вышеуказанном размере.


В качестве примера можно привести постановление главы г. Каменска-Уральского от 15.12.2000 № 1694 (ред. от 18.03.2002) «О совершенствовании управления муниципальными предприятиями» (вместе с «Положением о порядке заключения трудовых договоров с руководителями муниципальных предприятий», «Положением об условиях оплаты труда руководителей муниципальных предприятий при заключении с ними трудовых договоров», «Порядком выплаты вознаграждения (премии) руководителям муниципальных предприятий», «Положением о балансовой комиссии по рассмотрению бухгалтерской отчетности муниципальных предприятий города», «Положением о порядке внесения в уставы муниципальных предприятий изменений и дополнений по видам деятельности»)

В разделе «ОПЛАТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ» указано, что:

«5.1. За выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим договором, руководителю выплачивается:

5.1.1. Ежемесячный оклад __________________________ (_-кратный к величине тарифной ставки 1-го разряда рабочего основной профессии на предприятии).

Повышение оклада производится одновременно с увеличением тарифных ставок на предприятии.

5.1.2. Вознаграждение (премия) по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Размер премии утверждается ежеквартально по итогам заседания балансовой комиссии Главой города по предложению председателя балансовой комиссии, согласованному с руководителем, курирующим данное направление. Размер вознаграждения не может превышать 75% от оклада руководителя.

При подготовке предложений о премировании руководителя учитывается:

- работа с задолженностью;

- результаты проверок финансовыми органами;

- общее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- выполнение работ в объемных и технических показателях, перечень которых согласовывается с заместителем Главы города, осуществляющим руководство данной отраслью;

- выполнение экономических показателей, перечень которых согласовывается с председателем балансовой комиссии;

- выполнение плана оргтехмероприятий.»

Алексей Иванов, начальник отдела кадрового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит», к.ю.н.:

НАК «Нафтогаз Украины» является государственной компанией, и, рассматривая данный кейс с точки зрения российского трудового законодательства, необходимо учитывать относительно недавние изменения Трудового кодекса РФ, касающиеся ограничений размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров с руководителями государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ с долей участия государства в уставном капитале, превышающей 50 процентов, и иными работниками, указанными в части 1 статьи 349.3 Трудового кодекса РФ.

Так, в соответствии с частью 4 статьи 349.3 ТК РФ при прекращении трудового договора с руководителем государственной компании по любым установленным Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами основаниям совокупный размер выплачиваемых этому руководителю выходных пособий, компенсаций и иных выплат в любой форме, в том числе компенсаций, указанных в части 2 статьи 349.3 Трудового кодекса РФ, и выходных пособий, предусмотренных трудовым договором или коллективным договором в соответствии с частью 4 статьи 178 Трудового кодекса РФ, не может превышать его трехкратный средний месячный заработок. Однако при определении указанного совокупного размера выплат не учитывается размер следующих выплат:

- причитающейся работнику заработной платы;

- среднего заработка, сохраняемого в случаях направления работника в служебную командировку, направления работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы, в других случаях, в которых в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за работником сохраняется средний заработок;

- возмещение расходов, связанных со служебными командировками, и расходов при переезде на работу в другую местность;

- денежная компенсация за все неиспользованные отпуска;

- средний месячный заработок, сохраняемый на период трудоустройства.

Таким образом, если в соответствии с трудовым договором с руководителем государственной компании «материальная помощь за эффективное управление» будет квалифицирована именно как составная часть заработной платы, то установленные в статье 349.3 Трудового кодекса РФ ограничения по совокупному размеру выплат в отношении бывшего руководителя распространяться не будут. В таком случае «материальная помощь» в виде стимулирующей выплаты в размере, превышающем трехкратный месячный заработок, действующему трудовому законодательству не противоречит.

В случае, если речь в трудовом договоре по сути идет о некоем выходном пособии, компенсации или иной выплате, не являющейся частью заработной платы (например, социальной выплате), то размер такой материальной помощи в $ 1,76 млн бывшему директору государственной компании противоречит Трудовому кодексу РФ.

Екатерина Доминго, юрист-консультант ДКПО группы компаний «Ю-Софт»:

В России существует похожее понятие «золотой парашют», которое в последнее время у всех на слуху. Разумеется, чиновники, как и любые другие люди, которые работают по трудовому договору, имеют право на установленные законодательством социальные гарантии. Но зачастую эти социальные гарантии выглядят запредельными. Получается, что при увольнении по инициативе работодателя или уходе в отставку по собственному желанию, чиновник получает значительный финансовый бонус вне зависимости от того, насколько реально оценена его работа.

Порядок получения и размер компенсации определяются трудовым контрактом, а также регламентирующими документами организации.

Размеры «золотых парашютов» в России могли достигать сотен миллионов рублей.

Как пример можно привести дело главы «Ростелекома» Александра Провоторова, который получил при увольнении 230 миллионов рублей. В дальнейшем арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал незаконным «золотой парашют» Провоторова.

Самым дорогостоящим в России стал «золотой парашют» бывшего генерального директора «Норильского никеля» Владимира Стржалковского, получившего после увольнения 100 миллионов долларов.

В начале 2014 года Владимир Владимирович Путин ограничил размер «золотых парашютов», подписав Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников». Указанный Федеральный закон принят Государственной Думой 21.03.2014 и одобрен Советом Федерации 26.03.2014.

Теперь совокупный размер компенсационных выплат в связи с прекращением трудовых договоров с руководителями, их заместителями, главными бухгалтерами государственных корпораций и компаний, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей) в уставном (складочном) капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности не должен превышать трехкратный средний месячный заработок указанных работников.

Намного выгоднее обстоит данная ситуация для руководителей коммерческих организаций, для которых ограничения верхнего предела размера компенсации при увольнении не имеется. Компенсация, выплачиваемая им в случае прекращения трудового договора, может быть предусмотрена в размере выше трехкратного среднего месячного заработка.