Аудит — очень сложный механизм

Автор: Олег Буйденко

Олег Буйденко, генеральный директор ЗАО «Аудит-БОС»

— Как Вы можете оценить рынок аудита в России? Растет ли потребность в аудите в России?

— Прежде всего хочу подчеркнуть, что я говорю от лица малого бизнеса и небольшой аудиторской компании (с числом до 30 человек).

Сейчас аудит в России находится в самом тяжелом состоянии за всю свою историю. У меня такое ощущение, что аудит стал не нужен нашему государству. Государство совершенно отвернулось от аудита и не хочет использовать его потенциал. Если раньше государство в лице Минфина занималось аудитом, то сейчас все передали на откуп СРО и перевели на самоокупаемость.

В Советском Союзе главный бухгалтер выполнял одну из ролей контролирующего органа. Директор не имел права уволить главного бухгалтера, т. к. главного бухгалтера назначала вышестоящая организация, и она же хотя бы раз в два года проводила ревизию предприятия. В настоящее время главный бухгалтер полностью подчинен руководителю и обязан прежде всего выполнять его распоряжения (как правило, устные), но при этом еще и отвечать перед государством за свои деяния (даже уголовно).

В 90-х годах у нас сократили вышестоящие организации, а также всю ревизионную работу. Все контролирующие органы тоже подверглись ликвидации, я имею в виду контролеров, которые имели отношение к правильному ведению бухгалтерского учета, к внутреннему контролю, которые мешали расхищать государственные средства и имущество предприятия. Ведь недобросовестные, нечистые на руку работники никуда не делись, они всегда были раньше и остались в настоящем, только сейчас их намного больше и им при отсутствии внешнего и внутреннего контроля намного легче. Так вот после ликвидации ряда КРО государство решило использовать аудиторов, которые могли контролировать организацию на добровольной основе. Соответственно, аудиторы были востребованны и появилась для них законодательная база. Аудит мог развиваться и расширяться, привлекать в свои ряды специалистов и помогать многим предпринимателям в решении бухгалтерских и налоговых проблем.

В то же время нельзя сбрасывать со счетов налоговую инспекцию, но у нее другой подход к предприятию. Она должна проверять полноту начислений и уплату налогов, т. е. налоговая инспекция не контролирует денежные потоки: кто, куда и зачем расходует средства предприятия. Правда, конечно, есть и другие контролирующие органы — счетная палата, государственный КРУ, муниципальные КРУ, внутренний аудит и т. д., — но их функции и задачи совсем другие, и состав этих органов очень незначителен.

Вообще аудит — это очень сложный механизм, который некоторые рассматривают как контролирующий орган, но ведь аудит — это и хороший помощник. Российский аудитор старается помочь бухгалтерии, помочь сотрудникам бухгалтерии правильно и добросовестно организовать свою работу, в т. ч. начислить и уплатить налоги. Но любой руководитель заинтересован в том, чтобы как можно меньше тратить денег на бухгалтерию и аудит. В то же время, если не будет правильно вестись учет, на предприятии начинается хаос. А хаос может привести к расхищению собственности компании и к убыткам. Бухгалтерия проводит работу, которая потом окупается, создает систему учета и систему контроля на предприятии, а аудиторы подсказывают, как все это лучше организовать в работе.

Аудиторы нужны руководителям, собственникам и бухгалтерам для того, чтобы выявить и помочь устранить недостатки, если этого не сделать, то при более серьезных проверках могут иметь место наказания и штрафы. Как правило, именно добросовестные бухгалтеры становятся инициаторами аудиторских проверок. Руководители же прибегают к аудиту, когда нужно официальное аудиторское заключение и когда (в том числе) хотят навести у себя порядок и знать при этом реальную картину на предприятии.

— В каких экономических отраслях наиболее часто пользуются аудиторскими услугами?
— Прежде всего, к услугам аудитора прибегают компании, для которых проведение аудиторской проверки является обязательным в соответствии с законодательными нормами. Это страховые организации, инвестиционные фонды, коммерческие банки. Стоит также добавить в данный список и так называемые публичные организации, акции которых котируются на открытых торгах российских бирж. Однако, как правило, это клиенты наиболее крупных аудиторских фирм, составляющих основу российского аудита. Более мелкие компании в основном работают с представителями среднего бизнеса. Работа с организациями, представляющими малый бизнес в России, также проводится, но для этих компаний более интересен консалтинг, нежели аудиторские проверки. Уровень дохода в таких компаниях позволяет им не прибегать к проведению обязательного аудита. В основном прибегают к аудиту представители среднего бизнеса: компании, занимающиеся легкой промышленностью; торговые организации; строительные компании; небольшие компании по производству и прокату аудио-, видеопродукции и т. д. Даже несмотря на то, что ответственность за непроведение обязательного аудита крайне мала, заинтересованность в качественной проверке имеется у представителей любой экономической отрасли. В первую очередь это связано с тем, что последнее время в России меняются правовые нормы, регулирующие «правила игры», в том числе и в предпринимательстве. Исключение составит, пожалуй, промышленность, т. к. сейчас это почти вымирающая отрасль в том виде, в каком она была раньше. Правильнее сказать, что необходимость в аудите зависит не от отрасли, а от специалистов компаний и руководства. Если руководитель добросовестный и думает о будущем, он будет проводить аудит и укреплять кадры бухгалтерии, в какой бы отрасли руководитель ни работал.

— Что Вы думаете о СРО? Это благо для аудиторских компаний или нет?
— Саморегулируемая организация (СРО) — это организация, которой Минфин перепоручил свои функции в области аудита. Теперь СРО должны заниматься регулированием деятельности аудиторских фирм и имеют право принимать участие в формировании законопроекта, но это совершенно не значит, что мнение СРО будет учтено, такая же ситуация в формировании налоговых законов. СРО — это вроде бы необходимая, нужная организация, но рано или поздно она сталкивается с проблемой, что СРО никто не слышит и СРО предоставлена сама себе. На сегодняшний день участие в конкурсных комиссиях представителей СРО является необязательным. СРО следит за тем, чтобы вовремя проходила учеба, чтобы вовремя поступали платежи, чтобы аудиторы вовремя получали аттестаты. Фактически нас проверяют на нашу чистоплотность. Не видно, чтобы СРО как-то влияла на государственную политику в отношении аудита. За последний год ситуация никак не изменилась, СРО ничего не могли сделать, в том числе оградить от недобросовестного аудита и демпинга цен по аудиту, а также оказывать помощь на законодательном уровне.

— Как Вы можете оценить законодательное поле для аудиторов?
— На законодательном уровне все, что ни делается, с каждым разом ухудшает ситуацию для аудиторских компаний. Идет уничтожение российского аудиторского рынка, происходит монополизация.

Как и любая предпринимательская деятельность, аудит регулируется рядом законодательных актов. В первую очередь, это Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», закрепляющий основы аудита в России. Также имеется ряд стандартов и рекомендаций, предлагающих и совершенствующих отдельные вопросы проверки. Все это, несомненно, позволяет аудитору достойно проводить свою работу. Однако если законодательно действия аудитора регулируются, то, к сожалению, действия экономического субъекта по отношению к аудитору закреплены недостаточно. В данном случае речь идет об ответственности экономического субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки. На сегодняшний день механизмы, регулирующие порядок привлечения к ответственности за уклонение от прохождения аудита, неэффективны. К примеру, в случае непредоставления аудиторского заключения в налоговый орган организация может заплатить штраф не более 250 руб., а средняя стоимость аудиторской проверки составляет порядка 100 тысяч рублей. Это минимальная цена аудиторской проверки, позволяющая аудитору компенсировать свои расходы. Поэтому ряд организаций больше готов платить штрафы, а не штрафовать аудит. Если государство увеличит в разы сумму штрафа за уклонение от проведения аудита, то это позволит аудитору быть более востребованным.

— В чем самая главная проблема российского аудита?
— Главная проблема российского аудита в том, что мы стали заложниками системы. Происходит монополизация аудиторского рынка.
Благодаря системе «отката» крупные аудиторские организации захватывают рынок. Это в большей степени касается предприятий с долей государственной собственности, которые в последнее время являются основными потребителями аудиторских услуг.

Что касается остального рынка, многие предприятия не в состоянии достойно оплачивать аудиторские услуги, наказание за неисполнение аудиторской проверки минимально. Исходя из этого, средние фирмы вынуждены уходить с рынка, теряются квалифицированные кадры. Если так дальше пойдет, на рынке аудиторских услуг останется несколько крупнейших аудиторских фирм, которые будут устанавливать свои законы.

— Какие перспективы, на Ваш взгляд, ждут рынок аудиторско-консалтинговых услуг?
На сегодняшний день пока рано давать какие-либо прогнозы относительно будущего российского аудита. То «правовое поле», которое возникло за последние два-три года, позволяет увидеть лишь незначительное изменение в отрасли. Статистические данные за последний год позволяют увидеть как положительные сдвиги, так и отрицательные. Но сейчас аудиторов обязали в течение двух лет пересдать экзамены. И из сорока тысяч аудиторов переаттестацию прошла всего тысяча человек за полтора года. Специалист два раза попробует сдать экзамен, и если не сдаст, то просто плюнет и уйдет, возможно, даже из профессии. Принцип стал такой: при наличии диплома о высшем образовании через 10–15 лет необходимо пересдать все предметы и получить новый диплом по этой же специальности.

Непонятно даже, кто этот закон, который требует пересдавать экзамены, пролоббировал. Каждый из 25 тысяч человек должен заплатить по 30 000 рублей за то, чтобы обучиться, и плюс 10 000 рублей чтобы сдать экзамен. Экзамен обычно с первого раза сдают до 20 % специалистов, остальные 80 % опять платят 8 000 рублей, чтобы пересдать. А куда, зачем и кому уходят эти деньги, непонятно, законодательство за два года поменялось, и дисциплины, которые сдавал аудитор, уже никому не нужны. Быть аудитором становится очень дорого. Если законодательство не повернется лицом к аудиторам и никак не изменится, то аудит просто исчезнет.

— В чем особенности российского аудита? Чем отличается аудит в России от аудита в Европе?
— Европейский аудит был создан для того, чтобы, как нотариус, выполнять подтверждающую функцию. Допустим, нужно подтвердить активы предприятия и удостовериться, что оно платежеспособно, что у него нет предпосылок к банкротству и что предприятие стабильно работает.

На Западе у специалиста узкая специализация, один знает одно, второй знает другое. У них совершенно другие задачи и источники финансирования, совершенно другой подход. Задача этих специалистов — прийти, отксерокопировать все документы, составить баланс, сравнить отчет с отчетом, который сделало само предприятие, и дать оценку. Мы сравнивали наши услуги. Мы проводим аудит, чтобы в том числе указать на недостатки, недочеты и дать рекомендацию фирме. А задача западных аудиторов — подтвердить достоверность отчетности и определить, правильно или неправильно эта отчетность составлена. Они не вникают в конкретные операции, а лишь указывают на то, что отчетность недостоверна, и предприятие само выявляет ошибки. Российский аудитор выступает как консультант, помощник. Мы говорим сейчас не о крупных компаниях. Если брать крупные компании, то они сейчас соответствуют больше западному образцу аудита.

Важное и принципиальное отличие российского аудита от европейского еще и в том, что в России аудиту чуть более 20 лет. Аудитор — довольно молодая профессия. А европейский аудит имеет более чем столетнюю историю. Но основная разница между европейским и российским аудитом заключается в понимании процесса аудита представителями организации. У большинства руководителей и главных бухгалтеров российских организаций аудитор по-прежнему ассоциируется с карателем, т. е. восприятие проверки уже заведомо несет негативный характер независимо от результата. Это и является основной проблемой аудита в России. Многие считают аудиторов простыми ревизорами — как наследие советской экономики. На самом деле это не так. Аудитор в своих действиях и оценках независим и в большинстве случаев приходит на выручку компании. На Западе отношение к аудитору противоположное. В первую очередь, это связано с многовековым опытом становления профессии. В основном регулирование аудиторской деятельности на Западе происходило с учетом национальных традиций и наработанного опыта. Кроме того, аудит на Западе — это публичная профессия. Нам, к сожалению, приходится применять на практике западный опыт и правила работы.

— Какая ситуация с кадрами на рынке аудиторских услуг? Есть ли дефицит квалифицированных кадров?
— На сегодняшний день в реестре аудиторов зарегистрировано более 26 тысяч аттестованных аудиторов. Такое количество достаточно для охвата аудиторского рынка. Недостатка в квалифицированных кадрах нет.

— Как Вы подбираете для себя аудиторов?
— Помимо профессиональных навыков аудитор должен обладать целеустремленностью, умением работать и в команде, и в одиночку, настойчивостью, способностью к анализу и систематизации информации. Также необходима организованность, аккуратность и ответственность. Это ключевые показатели для подбора квалифицированных кадров. Не следует также забывать и о качестве образования, опыте работы. Однако это основные, но не самые главные критерии хорошего аудитора. Политика нашей компании нацелена не только на привлечение опытных специалистов. Если у человека есть желание работать и понимание того, что он делает, то хорошего специалиста можно вырастить и самостоятельно.

— Насколько сложно на этапе подбора найти человека для своей команды?
— В основном подбор сотрудников строится на оценке профессиональных знаний кандидата. На самом деле это не самое важное. Большинство организаций, особенно небольших, это коллектив единомышленников, умеющих в нужный момент подставить плечо коллеге. Умение и желание работать в таком коллективе — ключевой момент при подборе сотрудников.

Беседовала Мария Гадалова, gn-maria@mail.ru