Шахид Хан, предприниматель пакистанского происхождения, миллиардер, владелец компании Flex-N-Gate, родился 18 июля 1950 года в Лахоре (Lahore, Pakistan)в семье со средним достатком, где отец владел небольшим бизнесом, а мать – профессор математики.
После окончания школы Хана в возрасте 16 лет родители собрали ему $500 и отправили на обучение в США в университет Иллинойса. Он должен был жить в учебном общежитии, но приехал рано - жилой корпус был ещё закрыт и юноша оказался на улице в чужой стране. Хан решил переночевать в хостеле, однако оплата в $3 ему показалась слишком дорогой, тогда ему предложили в хостеле поработать посудомойщиком за $1,2 в час.
Позже за год до окончания учебы, в 1970 году он поступил на работу в компанию по производству деталей для автомобилей Flex-N-Gate, продолжая совмещать учебу с работой. Он упорно решил разбогатеть, и к работе относился с полной отдачей. В 1971 году, окончив обучение, Шахид Хан получил диплом инженера и получил должность технического руководителя компании, основанной в 1956 году, выполняющей мелкие контракты. Спустя четыре года ему предложили пост технического директора Flex-N-Gate. На тот момент компания не отличалась технологичностью и Хан занялся внедрением инноваций и обучением сотрудников и за пять лет упорного труда, практически ничего не изменилось, поскольку руководство не желало тратить деньги и их устраивал низкий уровень производительности труда в компании.
Учитывая такое положение, Шахид Хан решил этим заняться самостоятельно. Для внедрения новой технологии нужны были деньги, и в 1978 году Хан взял кредит на сумму в $50 тысяч, добавил к ним $13 тысяч из собственных сбережений. Предприниматель основал компанию Bumper Works по производству бамперов по своей собственной технологии, которая вскоре привлекла внимание крупнейших автоконцернов, в их числе были такие гиганты как General Motors и Chrysler. Однако руководство Flex-N-Gate решило у Хана отобрать изобретение и подало иск о краже коммерческих секретов. Хан понял, что судебные разбирательства на корню разрушат компанию Хана, у которого денег на дорогого адвоката не было, а компания прибыли не приносила, и шансы проиграть дело были высоки. Хан нанял адвоката подешевле и сам отправился в университетскую библиотеку, чтобы подготовиться к линии защиты, в итоге суд вынес решение в его пользу, а Верховный суд штата Иллинойс в 1980 году окончательно закрыл дело.
Когда компания Flex-N-Gate была на грани банкротства Шахид Хан решил выкупить компанию. Спрос на бамперы продолжал свой рост, бизнес уверенно развивался, требовалось выпускать в 200 раз больше выпускаемой продукции и корпорация General Motors предложила предпринимателю передать производство более крупной компании, и он пошёл на сделку, такое решение GM было обоснованным, поскольку ему было не по силам увеличить производство Flex-N-Gate до требуемого уровня.
Хан позже понял свою ошибку - он слишком рано начал работать с крупными заказчиками. Чтобы осваивать и внедрять свой план, он стал искать клиента, с которым будет вместе расти и развиваться, чтобы выйти на уровень, который необходим автомобильным гигантам. В этом вопросе ему оказало помощь руководство GM, они связали его с японским производителем Isuzu. После решения проблем с переговорами (не знание языка и др.), Хан все-таки получил контракт. И несмотря на то, что заказов было вполне достаточно от Isuzu Хан продолжал искать партнеров в Японии, так в 1984 году к числу его клиентов добавилась Toyota. К 1987 году компания Flex-N-Gate стала единственным поставщиком бамперов для новой версии пикапов японского бренда. Производство росло и в 80-х годах в число клиентов Flex-N-Gate вошла ещё и Mazda, а в 90-х годах к числу его клиентов, помимо Chrysler и General Motors, добавились Dodge, Mitsubishi, Hummer, Ford и другие.
В 1999 году для производства компонентов и изделий из пластмассы, необходимых для машин была основана дочерняя компания Flex-N-Gate Plastics, и было создано специальное подразделение по доставке запасных деталей на Chrysler Warren Truck.
Таким образом, в 90-е годы Шахид Хан из рядового предпринимателя пакистанского происхождения стал ключевым поставщиком для американских автоконцернов и за свою успешную деятельность стал получать награды.
В ХХ веке компания Flex-N-Gate занялась активно скупать компании. И на следующий год была поглощена Ventra Group, выпускающая пластиковые бамперы. Через три года, т.е. в 2004 году Flex-N-Gate собралась купить – подразделение MG Technologies AG - Dynamit Nobel Kunststoff по производству пластмассы, которая владела 22 заводами и была ведущим игроком на европейском рынке по комплектующим деталям автомобилей. Сделка оценивалась в сумму $513 млн. однако покупка не состоялась и в этом немецкая компания MG Technologies AG обвинила Flex-N-Gate, в срыве и не выполнении своих обязательств. В ходе судебных разбирательств суд в 2006 году вынес решение и обязал Хана возместить ущерб, нанесенный несостоявшейся сделкой.
В тот же год продажи Flex-N-Gate достигли $2,5 млрд. И Хан за $6,5 млн покупает компанию Oris Automotive Parts Alabama по производству аксессуаров для внедорожников.Удачная сделка способствовала получить выгодный контракт от Mercedes-Benz International.
Позже стало известно, что компания Flex-N-Gate решила купить в 2007 году завод компании Visteon в городе Милан, штата Мичиган.
Однако, как выяснилось в 2007 году, что Шахид Хан в период с 1999 по 2003 год не доплатил налогов на сумму в $85 млн. Налоговая служба США (IRS) считала, что Хан и его жена участвовали, по меньшей мере, в пяти сомнительных сделках.
Тяжба продлилась два года, и как сообщил предприниматель, что в 2009 году заплатил налоги на сумму около $68 млн. По мнению редакции Forbes, Хан выплатил $85 млн, и в 2011 году погасил штраф в 40% этой суммы.
Два года спустя, в 2009 году Хан увеличил бизнес по выпуску бамперов, и он с этой целью выкупил четыре завода по данному направлению у Meridian Automotive Systems. Позже через три года компания приобрела у Ford завод Sandunsky Lighting по производству осветительных приборов.
Журнал Forbes в 2014 году поместил компанию Flex-N-Gate на 92 позицию в списке крупнейших частных компаний США. Продажи компании достигли уровня в $4,5 млрд. и при этом, в 2015 году 91% продаж Flex-N-Gate приходился на Северную Америку.
По данным СМИ в 2016 году компания Flex-N-Gate в собственности имела 54 предприятия по всему миру, а её штат достиг 17-ти тысяч сотрудников.
В дальнейшие планы компании Flex-N-Gate входит поглотить еще семь европейских заводов, принадлежащих Plastic Omnium, из которых четыре - во Франции, один - в Испании, а три - в Германии.
Помимо этого, Шахид Хан в 2016 году решил расширить свой бизнес и приобрести отель Four Seasons Toronto, стоимость сделки $172 млн. но и сейчас отель как и раньше управляется сотрудниками Four Seasons Hotels and Resorts.
Кроме всего прочего , Хан владелец компании Bio-Alternatives, которая занималась продвижением биодизельного топлива, а также – Smart Structures, компании по обеспечению экономически эффективного управления мостами.
Шахид Хан в 2011 году вышел на спортивный рынок и его первым приобретением за $770 млн. стала Jacksonville Jaguars, американская футбольная команда.
Однако покупкой Jaguars Шахид Хан не ограничился и в 2013 году за 200 млн фунтов приобрел английский «Фулхэм» – старейший клуб Лондона. Затем Хан купил клуб Премьер-лиги, но в сезоне 2013-2014 годов он понизился в классе и появились информация, что предприниматель хочет продать команду «Фулхэм» и купить другой лондонский клуб «Тоттенхэм», но до сделки дело пока не дошло,
Шахид Хан также занялся благотворительностью и с 2012 по 2014 годы пожертвовал на гранты по семейным и детским программам - около $5 млн; в 2015 году - $2,1 млн. - местным некоммерческим организациям и к тому же ежегодно дарит около 11 тысяч билетов на спортивные матчи, это обходится ему около $500 тысяч и к тому же
он и его жена активно помогает университету Иллинойса, а так же на их деньги построен Khan Outdoor Tennis Complex и расширена библиотека. Хан в 2007 году открыл фонд Khan Foundation, который пожертвовал более $5 млн библиотекам и различным организациям в области медицинских исследований.
По версии журнала “Forbes” в список 100 величайших бизнес-умов современности, опубликованный 23 сентября 2017 года, внесен Шахид Хан, пакистанский миллиардер, состояние которого оценивается в $8,4 млрд.
Модератор рубрики Р.Абол
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ ЖУРНАЛА ЧИТАЙТЕ В ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ