А ну-ка отними! Как прокуроры у коррумпированных чиновников имущество отбирают

15/05/2018

Когда кто-то спросил Еврикрата Анаксандра, почему спартанцы  не держат деньги в общественной сокровищнице, тот ответил: «Чтобы не совращать тех, кто будет ее охранять».  Плутарх.

Статья 20 Конвенции ООН против коррупции в российском законодательстве

Трудно быть «слугой народа», не преследуя при этом собственной выгоды. Поэтому нет такого времени и нет такой страны, которым не была бы известна коррупция. Важность борьбы с коррупцией признана на мировом уровне. Именно поэтому Организация объединенных наций в 2003 г. приняла специальную Конвенцию против коррупции, определяющую основные пути борьбы с нею.

Самую эффективную основу противодействия коррупции закладывает статья 20 этой Конвенции, закрепляющее понятие незаконного обогащения. В чем заключается ее смысл? Чиновник отчитывается перед обществом, декларируя свои доходы. А, если его расходы на движимое и недвижимое имущество, при этом, доходам явно не соответствуют, то к нему применяются государством различные законодательные меры, основными из которых является обращение этого имущества в государственный доход.

Положения данной статьи были успешно опробированы во многих странах. В том числе, например, и в Италии, славящейся своей «коза ностра».

Несмотря на то, что Конвенция ООН против коррупции принята 15 лет назад, ратифицирована нашим государством в 2006 г., а борьба с коррупцией провозглашена основополагающей целью, возникают проблемы внедрения положений ст. 20 в отечественное уголовное законодательство. Объяснения этого факта способны вызвать легкую иронию. Например, некоторые ученые утверждают, что введение в Уголовный кодекс РФ понятия незаконного обогащения нарушит… принцип презумпции невиновности. Поскольку именно чиновник, в этом случае, будет обязан доказывать, что он обогатился законно, а не государство, что он наполнил себе карманы незаконно.


Полный текст читайте в свежем номере журнала УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ