Мир цифрового
маркетинга растет и пополняется новыми инструментами и технологиями каждый
день, а вместе с ними регулярно меняются и методы поиска информации. Благодаря
быстро развивающимся моделям поведения аудиторий, новые тренды рождаются каждый день и маркетологи должны успевать под
них адаптироваться. О главных тенденциях digital-маркетинга 2024 года, которые
следует учитывать в разработке стратегии, рассказал Дмитрий Трепольский, директор по развитию PRonline.
1.
ИИ-контент и аналитика
В 2024 году созданный
на основе искусственного интеллекта контент будет играть ключевую роль в
кампаниях digital-маркетинга. ИИ, как и ChatGPT, способен оперативно
производить высококачественный, персонализированный контент, к примеру, посты в
блогах или описание продукта. Он дает возможность маркетологам поддерживать
постоянное присутствие в сети и эффективно привлекать аудиторию. Такая
автоматизация позволяет маркетологам сосредоточиться на стратегических аспектах
кампаний и в результате получить целевой контент, который эффективно вовлекает
аудиторию.
2.
Оптимизация голосового поиска
(VSO)
Уже сейчас VSO
является одним из ведущих трендов цифрового маркетинга этого года, и мы можем
ожидать, что через несколько месяцев он изменит правила игры в поисковой
отрасли в абсолютно другую сторону. Такие digital-помощники как Google
Assistant, Siri, Cortana и Alexa вскоре смогут оптимизировать свои
характеристики для голосового поиска. Эта трендовая особенность в паре с
традиционными стратегиями оптимизации смогут потенциально поднять ваш бренд на
новый уровень.
Стратегии, которые
помогают добиться этого, не сильно отличаются от тех, к которым мы привыкли:
определение ключевых слов, анализ результатов поиска для ваших целевых слов,
аудит и оптимизация контента вашего сайта, усиление технического SEO сайта,
использование локального SEO и отслеживание эффективности голосового поиска.
3.
Гиперперсонализация
Стандартные виды
персонализации в маркетинге стали немного скучными и предсказуемыми. Люди
начали понимать, что такое таргетированная реклама и коммуникация и как они
работают. Поэтому сегодня для улучшения персонализации важно не
переусердствовать с ней в одном канале коммуникации, провести аналитику
потребителей и собрать данные о них, продумать контент-стратегию и искать
творческий подход.
Благодаря
гиперперсонализации маркетологи могут использовать различные инструменты и
средства аналитики для отслеживания поведения пользователей и их покупок.
Бренды теперь могут напрямую общаться с аудиторией, как будто они ее знают и
полностью понимают предпочтения. А клиенты лояльны к брендам, которые понимают
их потребности.
4.
Социальное прослушивание (Social
Media Listening)
Social listening
(социальное прослушивание) — это отслеживание отзывов целевой аудитории, ее
комментариев, обсуждений и упоминаний бренда в интернете, а также анализ
публикаций конкурентов, трендов и новостей в сфере деятельности.
Этот способ
мониторинга позволяет укрепить взаимоотношения с ЦА и повысить её доверие,
найти новые, интересующие клиентов темы использовать их в качестве идей для
развития бизнеса, выявить преимущества и недостатки продукта, повысить качество
сервиса и увеличить продажи.
5.
Сторителлинг в социальных медиа
Сейчас, больше чем
когда-либо, люди ценят подлинную, живую человеческую коммуникацию. Мы всегда
делим бизнес на B2B и B2C, но на самом деле это всё относится к B2H (business
to human). Важно создавать контент, используя сторителлинг.
Ведь в детстве мы
любили слушать и рассказывать истории и все еще делаем это во взрослом
возрасте. Почему бы не внедрить это в маркетинговые стратегии? Используйте
разговорный язык и упростите сложные сюжеты, соблюдая «tone of voice»
аудитории. Представьте, что вы беседуете
с другом и попробуйте затянуть его в диалог.
6.
Разговорный маркетинг с чат-ботами
Чат-боты продолжат
играть важную роль в обеспечении персонализированного обслуживания клиентов в
режиме реального времени. Сложность продвинутых чат-ботов на базе ИИ будет
повышаться, давая бизнесу доступ к новым свойствам, таким как анализ состояний,
обработка естественного языка, беспрепятственная интеграция платформ.
Чат-боты жизненно
необходимы для стратегий digital-маркетинга, так как они предлагают
круглосуточную экономически выгодную поддержку пользователям. Также они
обеспечивают мгновенные и персонализированные ответы, генерируют лиды, собирают
ценные идеи потребителей, привлекают покупателей через различные каналы и
эффективно отбирают потенциальных клиентов.
Способов внедрения
чат-ботов достаточно много. Например, установка на веб-сайтах, в профилях
социальных сетей и мессенджерах для обеспечения бесперебойной работы с
клиентами по различным цифровым каналам. А еще регулярно обновляйте и обучайте
чат-бота новой информации и знаниям, чтобы поддерживать его актуальность и
эффективность.
7.
Использование технологий
дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальности
Тренд геймификации
продолжают задействовать в digital-маркетинге. Чтобы сделать ваш маркетинг
более интерактивным, захватывающим, а значит, интересным для ваших клиентов и
потенциальных покупателей, используйте:
●
Интерактивные видео
Предоставление
пользователям контроля (пусть и ограниченного) над тем, что они видят — это
верный способ повысить взаимодействие и вовлеченность, к тому же эти показатели
можно отслеживать. Например, веб-сайты в сфере недвижимости, гостиничного
бизнеса и путешествий получают огромную выгоду от 3D-туров, в которых
пользователь может бродить по виртуальному пространству в любом направлении.
●
Персонализация электронной почты и рекламы
Обращение к
клиентам по имени в электронной почте или таргетировании рекламы придает
реальный “личный оттенок”, который трудно игнорировать.
●
Переработка контента
Людям нравится
воспринимать контент по-разному, поэтому, перерабатывая контент и создавая
короткие видео или инфографику, вы привлекаете более широкую аудиторию и
повышаете вовлеченность, делая контент более доступным для нее.
8.
Микроинфлюенсеры
Поскольку найти
крупных влиятельных лиц в медиасфере и работать с их специфическими условиями
становиться сложнее, микроблогеры набирают популярность. Несмотря на меньшее
количество подписчиков (50-100 тыс. человек), по сравнению с крупными
инфлюенсерами, они собирают более аутентичную и преданную аудиторию.
Сотрудничество с микроинфлюенсерами может принести большую пользу вашему бренду.
9.
Интерактивный веб-дизайн
Не менее важный
пункт – ориентированный на пользователя подход в веб-дизайне. Фокус на
беспрепятственном мобильном опыте, ускоренной загрузке и визуально
привлекательном интерактивном контенте будет иметь большое значение для захвата
и удержания внимания онлайн-аудитории.
Веб-дизайн служит
цифровой витриной вашего бренда, формируя первое впечатление о нём у
посетителей и влияя на их опыт работы в сети. Оптимизированный и визуально
привлекательный сайт повышает вовлеченность пользователей, стимулирует
конверсию и укрепляет доверие к бренду — все это является основополагающими
факторами успеха цифрового маркетинга.
Поэтому
разрабатывайте в качестве интерактивного контента опросы, исследования и
аналитику, в которых могут участвовать пользователи, используйте анимированный
CTA (Call to action), которые отвечают взаимодействиям пользователей, делая их
более привлекательными и призывающими к действию, и включите в формы для
заполнения индикаторы процесса, чтобы показать пользователям пройденные этапы и
повысить вероятность завершения заполнения формы.
10.
Мониторинг конкурентов
Мониторинг
активности наших конкурентов всегда следует вносить в список маркетинговых
задач. В условиях, когда цифровой мир становится все более конкурентным, чем
когда-либо, уровень изучения конкурентного поля должен повышаться.
Выявляйте, какие из
маркетинговых каналов ваших соперников работают хорошо, анализируйте пробелы
ключевых слов, и популярные ресурсы, чтобы взять на вооружение их стратегии, и
сравнивайте ниши конкурентов и их ассортимент.
11.
Ключевые показатели эффективности
Существуют ключевые
показатели эффективности (KPI), которые уже доказали свою эффективность для
рекламодателей в 2023 году и продолжат демонстрировать ее и в 2024 году. Это
коэффициент конверсии, пожизненная стоимость клиента (CLV), коэффициент
удержания и качество клиентов, качество лидов, окупаемость инвестиций (ROI),
выручка от продаж, вовлеченность в социальных сетях (лайки, репосты,
комментарии и рост числа подписчиков), трафик на веб-сайте. Всегда
контролируйте их, чтобы оставаться в строю.
12.
Видеомаркетинг
Видеомаркетинг уже
доминирует в digital-среде, но в 2024 году он продвинется еще дальше. Видео
короткого формата, к примеру, ролики Reels в Instagram[1]
и TikTok продолжат завоевывать популярность и становиться любимым средством
общения среди молодежи. Включение видеомаркетинга в стратегию цифрового
маркетинга малых и средних предприятий позволит им получить большое количество
потенциальных клиентов.
Но перед этим
проведите исследование, чтобы выяснить, какая платформа подходит вашему бизнесу
и аудитории больше. А еще — создавайте профессиональный визуальный и
пользовательский контент.
13.
CTV (Connected TV)
В то время как
зрительская аудитория линейного телевидения, согласно прогнозам, будет
продолжать снижаться, CTV не демонстрирует никаких признаков остановки в своем
росте. CTV — это подключаемое к Интернету устройство, которое используется для
просмотра ТВ-видеоконтента в режиме онлайн, например, Smart TV.
По прогнозам eMarketer, в 2024 году семьи с CTV
более чем удвоят число семей с традиционным платным телевидением и достигнут
115,1 млрд. Значительный скачок рекламы на CTV влияет на рекламные стратегии и
бюджеты, поскольку CTV становится идеальным каналом для охвата конкретных
целевых аудиторий.
14.
Рост YouTube
По данным eMarketer, на YouTube приходится более 20%
доходов от рекламы, а время, потраченное на YouTube является лидером по доходам
и затраченному времени. YouTube занимает четверть общего затраченного времени и
дохода. Это связано с наличием бесплатного контента и возможностью увеличения
рекламного пространства и нагрузки. Это делает их рекламу дешевле по сравнению
с другими потоковыми сервисами.
Для всех поколений YouTube является наиболее
широко используемым бесплатным видеосервисом. Поколение Z (82%) и миллениалы
(78%) занимают высшую позицию по просмотру. В целом, eMarketer прогнозирует, что рост YouTube
достигнет двузначных чисел в 2024 и 2025.
15.
Охват миллениалов в Instagram и TikTok
Согласно
вышеупомянутому исследованию, в июле 2023 года миллениалы сообщили, что больше
всего времени проводят в Facebook (54,5 %) и Instagram (44,8 %). Эта тенденция,
вероятно, сохранится и в 2024 году, хотя использование Facebook, по прогнозам,
достигнет своего пика, а число пользователей Instagram[2]
продолжит расти.
Также не стоит
забывать о TikTok, который на 28,2% стал третьим по популярности сервисом,
используемым миллиниалами. Ожидается, что в 2024 году TikTok продолжит увеличивать число пользователей платформы. В
то время как поколение Z проводит больше всего времени на видеоплатформах,
короткие видеоролики становятся все более популярными среди всех
демографических групп и платформ, включая миллениалов.
16.
Многоканальные цифровые сервисы
Чтобы
соответствовать меняющемуся поведению потребителей, торговые бренды и ритейлеры
будут продолжать инвестировать для создания многоканальных цифровых сервисов
как офлайн, так и онлайн. Магазины будут все больше походить на свои
онлайн-аналоги, используя технологии для создания беспрепятственного
комплексного обслуживания клиентов. Розничные сети и производители также будут
постоянно отдавать предпочтение модели direct-to-consumer.
17.
Устойчивое развитие
Устойчивость
является не просто трендом, оно будет оставаться приоритетом для брендов и
потребителей в 2024 году, затрагивая все аспекты коммерции, включая лояльность
к бренду. Поколения с большой покупательной способностью и влиянием все больше
ценят компании, которые демонстрируют приверженность к устойчивости.
Давление со стороны
руководителей компаний на сосредоточение сил на экологических, социальных и
корпоративных аспектах (ESG) будет продолжать нарастать. Согласно исследованию, 47% респондентов ожидают больших
усилий и продолжения текущей стратегии ESG в будущем. Принятие инициатив в
области устойчивого развития будет иметь важное значение для создания
долгосрочной стоимости. Возможно, компаниям придется внедрять цели и идеалы ОУР
(образования в интересах устойчивого развития) в корпоративную культуру и ее
повседневные задачи.
18.
Выручка от e-commerce
eMarketer прогнозирует, что продажи в электронной
коммерции превысят 1 трлн долларов в 2024 году и составят почти 20% от всех
розничных продаж. Ее рост будет обусловлен продажами через мобильные
устройства, поскольку потребители совершают покупки через них чаще, чем через
компьютеры и ноутбуки.
Для успешного
развития электронной коммерции бренды должны рассмотреть возможность
использования технологий, таких как искусственный интеллект, дополненная (AR) и
виртуальная реальность (VR), чтобы предоставлять более персонализированные
впечатления, привлекающие новых потребителей.
19.
Email-маркетинг
Email-маркетинг
снова становится популярным. Сила электронного маркетинга заключается в его
прямоте и возможностях персонализации. В отличие от других платформ,
электронное письмо попадает прямо к подписчику, предлагая индивидуальный
подход, основанный на его действиях, интересах и истории. Это уровень
вовлеченности, с которым не может сравниться ни одна другая платформа.
20.
Создание сообществ в Telegram
Аудитория Telegram составляет
800 миллионов пользователей в месяц, в России мессенджер использует 45.8%
населения ежедневно, а сам он занимает 8-е место в рейтинге самых популярных
социальных сетей. Сегодня бренды, которые стремятся быть ближе к своей
аудитории, создают каналы в мессенджере, наполняют их полезным контентом и
взаимодействуют со своими подписчиками. Появление функционала сторис еще
сильнее расширило возможности Telegram, позволив брендам публиковать еще больше
контента.
Например,
отечественная компания Авиасейлс в своем канале собрала уже свыше 150 тыс.
подписчиков и регулярно делится с ними не только полезной информацией в сфере
авиаперелетов, но и публикует развлекательный контент, который пользуется
большим успехом.
В 2024 году у
брендов есть достаточное количество путей для успешного развития. Новые тренды
продолжают набирать популярность и их внедрение в маркетинговую стратегию
позволит добиваться высоких результатов.