"Зарезать курицу на глазах у обезьян". Как в Китае борются с коррупцией
Вячеслав Плахотнюк, Доктор права НИУ Высшая школа экономики
Идеальное государство, в древней конфуцианской традиции, должно быть организовано как семья, где есть «младшие» и «старшие». Руководитель – отец для своих подчинённых. В такой парадигме подарки «снизу» по цепочке «наверх» являются социально одобряемой нормой поведения, властно-правовые и деловые отношения строятся на клановой основе, при которой процветают все виды протекционизма. Исторически сторонникам Конфуция в Китае противостояли легисты, которые ставили в основу отношений между властью и человеком закон, а не конфуцианскую этику, однако и им не удалось изжить коррупцию, так как жёсткая легистская модель с одной стороны приводила к произволу бюрократов, с другой - наталкивалась на сопротивление традиционалистов, особенно в провинции.
Сегодня Китай, под руководством правящей коммунистической партии реализует государственную антикоррупционную стратегию на основе:
1) Укрепления законодательства и институционального строительства, утверждения укрепление верховенства права и применения правовых методов в борьбе с коррупцией;
2) Совершенствования стиля работы и поощрения честности членов партии и государственных служащих;
3) Реализации принципа абсолютной нетерпимости к проявлениям коррупции;
4) Усиление и улучшение контроля и надзора;
5) Улучшение каналов информирования о фактах коррупции и поддержка граждан и средств массовой информации в осуществлении контроля.
Стратегия Китая приносит свои плоды, однако, не смотря на принимаемые меры, вплоть до казни коррупционеров, победить коррупцию не удаётся.
ВОЗМОЖНО ЛИ В ПРИНЦИПЕ СПРАВИТЬСЯ С КОРРУПЦИЕЙ В ГОССЕКТОРЕ?
Нет. Полностью нельзя, но можно уменьшить её масштабы до величин, не представляющих угрозу существованию государства и общественному порядку.
Коррупция является опасным общественным феноменом, проявления которого подрывают веру граждан в государство и в социальную справедливость. Основными причинами и условиями распространения коррупции в современной России являются:
1) сохраняющийся высокий уровень социального неравенства и бедности, как всеобщей и основной причины коррупции;
2) недостаток высокого качества, равного для всех групп населения по доступности и без какой-либо дискриминации образования, здравоохранения, социальных услуг;
3) низкий уровень транспарентности в деятельности государственных органов, фактическая монополия представителей политической элиты и чиновников на распределение общественных ресурсов;
4) сложность законодательства, недостатки юридической техники нормативных актов в сочетании с отрицанием законов населением (правовым нигилизмом), наличие параллельного нормативного регулирования - различных систем «понятий»;
5) несовершенство и неполнота административных процедур, оставляющая пространство для неоправданно широкого усмотрения (дискреции) при принятии управленческих и кадровых решений;
6) слабость общественного контроля за политиками и должностными лицами со стороны институтов гражданского общества, в том числе СМИ;
7) слабость в реализации контрольной функции органов представительной власти, отсутствие ротации в высших руководящих органах парламентских политических партий;
8) незаконный лоббизм в органах публичной власти на фоне отсутствия соответствующего правового регулирования;
9) низкое качество бюрократии в сочетании с её количественным ростом и отсутствием прозрачной и адекватной системы мотивации и материального стимулирования для должностных лиц и чиновников;
10) кумовство, фаворитизм и другие виды протекционизма, укоренённость в традициях и культуре отдельных форм коррупции, как социально одобряемого стандарта поведения;
11) высокая степень организации, сплочённости и технической оснащённости групп организованной преступности, располагающих значительным объёмом накопленных незаконных доходов, как финансовой базы для защиты и продвижения своих интересов.
Для преодоления коррупции в государственном управлении необходимо наличие реальной, системно реализуемой, политической воли, направленной на предупреждение указанных порождающих коррупцию причин и условий, с вовлечением в антикоррупционный мониторинг и нормотворчество независимых от государства институтов гражданского общества и СМИ, с одновременным сокращением числа формируемых и финансируемых государством органов, комитетов и комиссий по борьбе с коррупцией, а также эволюционный отказ от общественно-государственных учреждений, имитирующих функции институтов гражданского общества.
Требуется обеспечение прозрачности и мотивированности кадровых и масштабных экономических решений на всех уровнях публичной власти, отказ от рентно-сословных отношений в организации публичной власти, формулирование и поддержание понятных критериев выдвижения на государственные должности и высшие должности государственной службы.
Что касается уголовной репрессии, то упор должен быть сделан не на размер сроков наказания, а на неотвратимость, неизбирательность и беспристрастность контроля и суда, причём не только в отношении взяточников, но и в отношении лиц, предоставляющих незаконное покровительство или иным способом продвигающих, по службе или на государственные должности «своих» кандидатов.