УП03_Ксения Замуховская, Postgres Professional

15/02/2024

Можно ли ходить по горящим углям босиком?


​ Всегда ли то, что мы называем прокрастинацией, на самом деле ей и является?

Давайте начнем с определения, что же такое «прокрастинация». Это откладывание дел на потом. Часто ее путают с ленью, но прокрастинация связана с тем, что мы откладываем какие-то значимые дела, и причин этому может быть очень много. Нередко ее можно путать с ситуациями, когда мы действительно перегружены, поэтому нужно четко разделять прокрастинацию и слишком большой объем задач. Если человек физически не успевает их выполнить, это не прокрастинация, а плохое распределение работы, нехватка сотрудников или знаний. Такой вопрос можно решить административно, посмотрев на то, как организован рабочий процесс. 

Последние десятилетия слово «прокрастинация» стало очень модным, маркетинговым. Складывается ощущение, будто если говоришь, что прокрастинируешь, то появляется легальная возможность ничего не делать, ведь ты же обозначил, что происходит. Поэтому сейчас очень сложно разобраться, действительно ли случается прокрастинация или есть какие-то другие причины. К тому же очень важно в рабочем процессе уметь разделять и видеть первопричину ситуации.

 Как часто по вашему опыту IT-специалисты страдают от прокрастинации? Есть ли особенные причины прокрастинации у айтишников?

― IТ-специалисты могут страдать от прокрастинации, потому что в основе явления зачастую лежит отсутствие мотивации. Например, если человек работает в большом проекте без понимания целей, то вероятность прокрастинации очень велика. Ему сложно выполнять какие-то задачи, не имея мотивации. К тому же, если рабочий процесс не очень хорошо организован, это может происходить достаточно часто. Со временем вообще может входить в привычку — человеку сложно приступить к задаче, ее проще откладывать. По моему опыту, в IT-компаниях сотрудник чаще находится в режиме «все сгорело», поэтому нужно торопиться и догонять имеющиеся задачи. Если начинается монотонная работа либо непонятно, зачем ее делать, то прокрастинация возникнет с большой долей вероятности. Я думаю, что в любой сфере с непроцессинговой работой, т. е. человек стоит на конвейере, особо нет места для прокрастинации — деталь нельзя пропустить и цель твоя понятна. В проектах, где цели более эфемерные, сложнее чувствовать свою сопричастность.

 ​Способствуют ли подходы наподобие Agile борьбе с прокрастинацией?

― Конечно, эти методы управления проектами были созданы не для решения проблем с прокрастинацией, но мне кажется, это часть подхода, который уменьшает её развитие. Для понимания, что такое agile-методы, куда входят Kanban, Scrum, LeSS и ещё несколько новых. Это методы, которые ставят очень близкую цель на одну-две недели, максимум — три («спринты»). В этом случае у тебя есть конкретная задача и по большому счету нет этого огромного запаса времени, чтобы откладывать её на послезавтра. Через 10 рабочих дней оно закончится, а послезавтра нужно будет сдавать проект. Есть и другие сложности, с которыми сталкиваются люди в подобном режиме, но такие подходы помогают с точки зрения организации рабочего процесса и того, что может сделать компания.

 В последние годы многие компании стараются контролировать реально проведенное за работой время с помощью специальных программ. Эффективный ли это метод? Какие риски вы тут видите?

― Это очень обсуждаемая тема, потому что вопрос не только в учете времени. Нередко сотрудники начинают воспринимать такие методы, как переход на их личную территорию, нарушение границ. Мне кажется, что на определенном этапе развития компании эти методы все равно необходимы, но не для борьбы с прокрастинацией, а из-за юридических аспектов и информационной безопасности. Для кого-то это будет поводом все рабочее время заниматься задачами, а кого-то, наоборот, демотивировать. В результате этот процесс совсем не о прокрастинации. Опытные технические специалисты при желании могут обходить эти системы. Важно осознанно и взвешенно принимать решение об их вводе, проговаривать его, четко транслировать причины.