Крупнейших национальных закупщиков оценят по уровню коррупции

10/07/2006

Крупнейших национальных закупщиков оценят по уровню коррупции

На этой неделе представители Национальной Ассоциации Участников Электронной Торговли (НАУЭТ) и Межрегионального Общественного Движения «Против Коррупции» заявили о старте проекта «Национальный Рейтинг Прозрачности Закупок». По замыслу инициаторов «рейтинг прозрачности» позволит получить четкую картину положения дел с коррупцией внутри закупочного звена структур госсектора и крупнейших российских компаний.

По данным Федеральной Антимонопольной Службы России, потери государства на коррупции в закупочном секторе составили в 2005 году 300 млрд. рублей. По словам начальника управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ ФАС России Михаила Евраева, эксперты ведомства ожидают в нынешнем году значительное снижение этих потерь за счет действия вступившего в силу с 1 января закона 94 о размещении государственных и муниципальных заказов. По их оценкам экономический эффект от этих законодательных изменений должен составить по итогам года порядка 150 млрд. рублей сэкономленных бюджетных средств.

Сфера государственных закупок традиционно считается самой проблемной областью деятельности государства с точки зрения коррупции. По оценкам ФАС в 2006 году совокупный объем государственного заказа достигнет 2,3 трлн. руб., что эквивалентно 10% ВВП. При этом коррупция ежегодно поглощает порядка 15 - 20% от этого объема. По самым оптимистичным оценкам ФАС в 2006 году этот показатель может составить 6.5%  150 млрд. рублей. Для сравнения, на финансирование национальных проектов в 2006 году выделено 120 млрд. рублей.

По словам инициаторов «рейтинга прозрачности», они надеются получить конкретные оценки уровня коррупции по отдельным закупщикам. Предполагается, что госсектор будет представлен федеральными закупщиками, администрациями субъектов Федерации и 100 крупнейшими муниципалитетами. В рейтинге также будут фигурировать «голубые фишки» российского фондового рынка и самые крупные компании второго эшелона.

Инициатива «рейтинга прозрачности» получила поддержку со стороны Федеральной Антимонопольной Службы, Счетной Палаты и Комиссии Госдумы по Противодействию Коррупции. При этом Глава Комиссии Михаил Гришанков, говоря о возможной реакции госсектора, выразил уверенность, что «такая инициатива встретит невероятное сопротивление». Михаил Евраев поддержал инициативу, выразив мнение, что «проект, безусловно, обладает позитивной направленностью».

Методология проекта разрабатывалась совместно с экспертами ФАС России. Положение каждого участника в рейтинге будет определяться на основе ряда показателей, в числе которых отклонение стартовых цен от среднерыночных, доля аукционных закупок, разница между ценой контракта и ценой по итогам тендера, уровень конкуренции на конкурсах, доля невыполненных контрактов и т.д. Важным критерием также будет выступать информационная открытость закупщиков. Разработчики рейтинга настаивают на том, что все этапы проведения закупок, начиная от планирования потребностей и заканчивая исполнением контрактов, должны быть максимально открыты. Особенно важно, полагают они, чтобы вся информация о торгах размещалась в свободном доступе в Интернете.

При составлении рейтинга будет также учитываться, насколько эффективно закупщики используют свои финансовые ресурсы. Разработчики проекта подчеркивают, что госструктуры, как и многие крупные компании, систематически игнорируют возможности оптимизации закупочных затрат. По их мнению, такая пассивная позиция руководства закупщиков приводит к «раздуванию» закупочных бюджетов и прикрывает злоупотребления. По словам Антона Никольского, исполнительного директора НАУЭТ, «коррупция и неэффективность закупок нераздельно связаны друг с другом. На практике они образуют единый комплекс проблем». Никольский полагает, что до тех пор, пока государство «будет продолжать смотреть в другую сторону», практика «откатов» будет лишь укрепляться.

Никольский полагает, что «рейтинг прозрачности» позволит оценить усилия государственных закупщиков по противодействию коррупции и оптимизации государственных затрат. Он также выразил мнение, что на основе данных рейтинга можно будет судить о действенности антикоррупционных законодательных инициатив в области госзакупок.

Специалисты отмечают значение закона 94 о размещении государственного и муниципального заказа в контексте усилий государства по противодействию коррупции. В качестве одного из достижений этого закона часто называется прямое указание на электронные аукционы как на законный способ размещения государственного заказа. По словам Антона Емельянова, генерального директора компании SETonline, закупки на электронных аукционах являются одним из самых действенных методов борьбы с «откатами». «Коррупция на электронных аукционах становится технологически невозможной» – отмечает Емельянов.

Публикация рейтинга намечена на октябрь этого года. Рейтинг и итоговые материалы исследования будут размещены в открытом доступе на официальном сайте проекта. Их также представят на рассмотрение Комиссии Госдумы по Противодействию Коррупции и направят в ФАС и Счетную Палату. Помимо этого рейтинг будет направлен в международную организацию Transparency International и ряд западных рейтинговых агентств.

Источник: www.rbc.ru