Специфика работы с обращениями граждан к Президенту Российской Федерации

Автор: М.А. Андреев

  • Администрация Президента Российской Федерации

  • Приемная Президента Российской Федерации в федеральном округе

  • Мобильная приемная Президента Российской Федерации

  • Портал «Президент России»

  • Электронные обращения граждан

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ является гарантом «прав и свобод человека и гражданина» (ст. 80), т. е. выступает как защитник прав и свобод граждан своей страны в случае их нарушения и притеснения1. Для выполнения своих функций Президенту РФ необходимо иметь собственный аппарат, обладающий широкими организационными, техническими и кадровыми возможностями.

Еще одной важной стороной приведенного выше высокого статуса Президента РФ является необходимость постоянного поддержания обратной связи с гражданами, которые являются также и его избирателями. С одной стороны, Президенту РФ нужна их поддержка для формирования и сохранения положительного политического имиджа и высокого рейтинга, с другой стороны, в ответ граждане вправе рассчитывать на институт президентства как на высшего арбитра по защите их интересов в случаях, когда другие инстанции (например, органы местного самоуправления, судебные органы) действуют не столь эффективно, не предпринимая шагов по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан.

Отдел писем и приема граждан Администрации Президента Российской Федерации (далее – АП РФ) был образован еще в январе 1992 г. на базе соответствующего отдела Управления делами2. Его самостоятельный статус был связан с необходимостью учета и рассмотрения обращений граждан на имя Президента РФ, организации их своевременного рассмотрения, а также организации приема граждан3. Уже в первом Положении «Об Отделе писем и приема граждан Администрации Президента Российской Федерации», утвержденном в декабре 1993 г., Отделу предоставлялись широкие полномочия по взаимодействию как со структурными подразделениями АП РФ и Правительства РФ, так и с другими государственными органами в процессе организации работы с обращениями граждан на имя Президента РФ4.

В 1995 г. Отдел писем и приема граждан АП РФ был преобразован в Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан, при этом его компетенция в ходе преобразования возросла лишь незначительно – добавились лишь функции освещения в СМИ итогов рассмотрения обращений граждан к Президенту РФ, изучения зарубежного опыта работы с обращениями граждан и ряд других функций5.

В дальнейшем Управление прошло две реорганизации – в 1996 и 2010 гг., - сохранив при этом свой высокий статус в рамках АП РФ и соответствующий набор полномочий6. В ходе последней реорганизации в 2010 г. перечень функций Управления заметно расширился за счет введения обязательной проверки информации, изложенной в электронных обращениях, а также за счет «участия в осуществлении мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителей». Еще одним новшеством стала возможность осуществления дистанционного приема граждан – т. е. приема обращений граждан с использованием видео-конференц-связи7.

Таким образом, постепенно складывался важнейший механизм не просто приема письменных и устных обращений граждан, но и осуществления проверки фактов, приведенных в этих обращениях, ответа на обращения или направления обращений в соответствующие государственные органы с последующим контролем хода выполнения и отчетности данных государственных органов по обращениям.

Более того, Управление Президента РФ по работе с обращения граждан благодаря возможности контроля исполнения обращений фактически превратилось в орган, занимающийся вопросами восстановления прав и свобод граждан. Можно даже сказать, что Управление стало исправлять недостатки работы других государственных органов и органов местного самоуправления, делая государственную машину чуть более гибкой и внимательной по отношению к запросам простых граждан. Но для планомерного осуществления отмеченных функций требовались обученные кадры (в том числе и на местах), соответствующее оборудование и сложная организационная структура.

2 октября 2009 г. распоряжением Администрации Президента РФ №1441 утверждается «Положение о приемной Президента Российской Федерации в федеральном округе», в соответствии с которым в каждом федеральном округе учреждалась соответствующая приемная Президента Российской Федерации (в административном центре субъекта РФ, входящего в состав федерального округа). Основной целью учреждения приемных в федеральных округах было рассмотрение в пределах федерального округа устных и письменных обращений граждан, адресованных Президенту РФ8.

В соответствии с данным распоряжением выстроилась достаточно слаженная система обработки, анализа и контроля за ходом исполнения обращений, поделенная на два уровня – в центре этими вопросами занимался аппарат Администрации Президента РФ, а в федеральных округах – соответствующие приемные Президента РФ. И получилось, что жалобы и обращения, направленные из соответствующего федерального округа, отслеживались и контролировались приемной Президента РФ в том же округе. Это позволило не только разгрузить центральный аппарат от потока обращений из регионов, но и более оперативно проверять факты нарушения прав и свобод граждан, перенаправлять обращения в соответствующие органы власти в пределах федерального округа, на месте контролировать восстановление прав и свобод граждан9. Одним из важнейших результатов данного распоряжения стало формирование организационной, кадровой и материальной базы приемных Президента РФ в федеральных округах.

После осуществления первого этапа реформ последовало их продолжение – в середине апреля 2011 г. было утверждено распоряжение Президента РФ №219-п «О рабочей группе при Администрации Президента Российской Федерации по координации и оценке работы с обращениями граждан». К распоряжению прикладывался текст Положения, в соответствии с которым рабочая группа являлась «… коллегиальным органом, образованным в целях координации деятельности» приемной Президента РФ, мобильной приемной Президента РФ, приемных Президента в федеральных округах и административных центрах субъектов РФ, самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению рассмотрения в субъектах РФ обращений (жалоб) заявителей, адресованных Президенту РФ. Основным объектом рассмотрения являлись факты и сведения, указанные в обращениях (жалобах), касающиеся действия (бездействия) должностных лиц, органов власти и органов местного самоуправления10.

Рабочая группа в соответствии с данным положением фактически становилась организационно-методическим центром, выполнявшим многочисленные функции, включая и обобщение практики работы государственных органов и органов местного самоуправления с обращениями граждан, обобщения данных по личному приему граждан, разработки предложений по совершенствованию работы государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам работы с обращениями граждан и организаций. В Положении также устанавливалось формирование единого информационного фонда обращений заявителей в государственные органы и органы местного самоуправления11. В сентябре 2012 г. в соответствии с распоряжением Президента РФ №410-рп были внесены отдельные изменения в перечень функций, отнесенных к ведению рабочей группы12.

Следующим важнейшим шагом на пути к формированию единой системы обработки и контроля исполнения обращений на имя Президента РФ стало принятие распоряжения Администрации Президента РФ «О мобильной приемной Президента Российской Федерации». К основным функциям мобильных приемных Президента РФ в соответствии с данным распоряжением были отнесены:

а) оперативный выезд в органы государственной власти и органы местного самоуправления по поручениям уполномоченных лиц;

б) обеспечение в субъектах РФ приема от заявителей обращений на имя Президента РФ, касающихся действий (бездействия) должностных лиц (выезд и прием заявителей осуществлялся на специально оборудованной машине – см. рис. 1);

в) оперативное реагирование на обращения заявителей и на информацию, размещенную в СМИ, Интернете и имеющую общественный резонанс;

г) выявление причин, способствующих росту количества адресованных Президенту РФ обращений по каждому федеральному округу;

д) изучение практики применения государственными органами и органами местного самоуправления федерального законодательства;

е) обеспечение исполнения поручений по результатам рассмотрения обращений заявителей на имя Президента РФ;

ж) подготовка к поездкам Президента РФ информационно-аналитических материалов о работе государственных органов и органов местного самоуправления с адресованными на имя Президента РФ обращениями;

з) размещение в Интернете информации о работе мобильной приемной Президента РФ, о поручениях, данных по результатам рассмотрения адресованных Президенту РФ обращений заявителей;

и) внесение предложений руководителю АП РФ о привлечении должностных лиц, виновных в нарушении федерального законодательства, к ответственности, а также о принятии мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителей.

1 Конституция Российской Федерации.


2 Распоряжение Президента РФ от 24.01.1992 №32-рп «Об отделе писем и приема граждан».


3 Распоряжение Президента РФ от 16.12.1993 №770-рп «Об Отделе писем и приема граждан Администрации Президента Российской Федерации».


4 Там же.


5 Указ Президента РФ от 22.05.1995 №514 «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан».


6 Указ Президента РФ от 29.01.1996 №117 «Вопросы Администрации Президента РФ», Указ Президента РФ от 17.02.2010 №201 «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций».


7 Указ Президента РФ от 17.02.2010 №201 «Об Управлении…».


8 Распоряжение Администрации Президента РФ от 02.10.2009 №1441 «О приемной Президента Российской Федерации в федеральном округе».


9 Там же.


10 Распоряжение Президента РФ от 11.04.2011 №219-рп «О рабочей группе при Администрации Президента Российской Федерации по координации и оценке работы с обращениями граждан и организаций».


11 Там же.


12 Распоряжение Президента РФ от 10.09.2012 №410-рп «Вопросы рабочей группы при Администрации Президента Российской Федерации по координации и оценке работы с обращениями граждан и организаций».


....

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ - TP@TOP-PERSONAL.RU