Подготовка специалистов в области делопроизводства к 20-летию деятельности учебно-методических объединений вузов России

Автор: В.В. Минаев

Подготовка специалистов в области делопроизводства

(к 20-летию деятельности учебно-методических объединений вузов России)
В.В. Минаев, зам. председателя Совета УМО, д.э.н., проф.
Г.А. Осичкина, ученый секретарь Совета УМО, к.и.н., доц.
* Создание учебно-методических объединений и перестройка подготовки документоведов высшей квалификации
* Разработка трех поколений государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования
* Учебно-методическое обеспечение документоведческого образования
* УМО и УМК по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» в юбилейном году

В конце 80-х годов ХХ века вопросы организации и методического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и научно-педагогических кадров были переданы Гособразованием СССР учебно-методическим объединениям (УМО). Перед УМО были поставлены следующие основные задачи:

- определение перспективных направлений подготовки и переподготовки кадров соответствующего профиля;

- постоянное совершенствование содержания образования в соответствии с потребностями отраслей народного хозяйства и основными тенденциями развития науки, техники и культуры;

- совершенствование научной организации и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, разработка и распространение передовых методов и технологий обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов, развитие их творческого мышления и самостоятельности, интенсификацию учебного процесса;

- углубление интеграции образования, науки и производства;

- изучение и распространение передового опыта в области учебной и воспитательной работы, совершенствование переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров и специалистов.

На базе Московского государственного историко-архивного института (МГИАИ) было создано УМО по архивоведению, документоведению и научно-технической информации. За ним закреплялись четыре родственных специальности: «Историко-архивоведение», «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Системы научно-технической информации», «Музееведение», которые реализовывались в 13 вузах.

Деятельностью УМО руководил Совет под председательством Ю.Н. Афанасьева. В него входили представители вузов УМО, видные ученые, руководители властных структур, отраслевых НИИ, всего 33 человека. Основными рабочими органами УМО являлись научно-методические советы (НМС), которые возглавлялись известными в своих областях специалистами - Е.И. Пивоваром («Историко-архивоведение»), А.В. Соколовым («Документоведение и ДОУ»), В.Р. Серовым («Системы научно-технической информации»), В.С. Маниным («Музееведение»). В них входили профессора и доценты Московского, Уральского, Киевского, Латвийского, Кемеровского государственных университетов, московских институтов управления, народного хозяйства и других вузов страны, руководители и ведущие сотрудники отраслевых органов управления, научно-исследовательских институтов, архивов, музеев. Так, в НМС по специальности «Документоведение и ДОУ», состоящем из 15 человек, входили преподаватели Донецкого государственного университета, Московского института управления им. Серго Орджоникидзе, руководители и научные сотрудники ВНИИДАД, ВНИИПОУ ГКНТ СССР, Госбанка РСФСР.

Первый Пленум УМО при МГИАИ состоялся 11-12 апреля 1988 года. На нем активно обсуждались задачи и функции объединения, квалификационные характеристики и типовые учебные планы по специальностям, были намечены перспективы деятельности.

23 ноября 1989 года на заседании Совета факультета государственного делопроизводства была утверждена квалификационная характеристика специалиста-документоведа. В декабре она была обсуждена и одобрена Советом УМО. Этот государственный нормативный документ устанавливал:

- профессиональное назначение и условия использования документоведов по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления», выпускаемых высшей школой;

- квалификационные требования к ним в форме системы профессиональных и социально-профессиональных задач, подготовка к решению которых должна быть обеспечена содержанием и организацией учебно-воспитательного процесса в вузах;

- требования к аттестации качества итоговой подготовки выпускников вузов;

- ответственность за качество подготовки и использования выпускников высших учебных заведений.

Квалификационная характеристика была предназначена для органов управления высшей школой, высших учебных заведений, где велась подготовка специалистов данного профиля, для министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций, где использовались выпускники вузов этого профиля. Она применялась при прогнозировании потребностей в специалистах–документоведах и планировании их подготовки, обосновании состава специализаций, определении целей, содержания и организации учебно-воспитательного процесса, аттестации, распределении, анализе профессионального использования выпускников, профессиональной ориентации поступающих в вузы.

В этот период в связи с созданием УМО возросла роль вузов в подготовке специалистов и совершенствовании высшего образования. УМО по архивоведению, документоведению и научно-технической информации совместно с педагогической и научной общественностью, потенциальными работодателями провело большую и плодотворную работу по подготовке типовых учебных планов и программ, анализ обеспеченности учебной и учебно-методической литературой вузов Объединения, а также преподавания историко-архивоведческих, документоведческих, музееведческих дисциплин в них. Подготовленные учебные планы и программы были направлены на индивидуализацию и гуманитаризацию обучения, внедрение компьютерных технологий, активных методов обучения. В новых учебных планах вузам было предоставлено право использовать до 15% учебного времени для оперативного отражения новых достижений науки и техники, а также характера будущей деятельности специалиста.

В 1991 году на базе МГИАИ создан Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), при котором продолжило функционировать УМО.

В 1992 году в целях развития и совершенствования высшего образования в Российской Федерации были созданы учебно-методические объединения вузов Российской Федерации. РГГУ стал базовым вузом для УМО по образованию в области историко-архивоведения, документоведения, прикладной лингвистики, музейного дела и научно-технической информации. УМО курировало два направления («Культурология», «История») и пять специальностей, а с 1994 г. - уже восемь специальностей и объединяло более 70 вузов. Подготовка документоведов велась почти в 30 вузах регионов России.

В первой половине 1990-х годов одной из приоритетных задач УМО являлась подготовка государственных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО), закреплявших государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов с высшим образованием и действовавших до 2000 года. Они базировались на регламентации содержания подготовки - в виде перечня дисциплин с их аннотациями и заданным количеством часов.

В конце 1990-х годов началась разработка ГОС ВПО второго поколения, которой предшествовала большая работа по анализу качества образования. Обновление образовательных стандартов было продиктовано всеобщим процессом нарастания динамики перемен в общественно-экономической и политической жизни страны. Стандарты, утвержденные Минобразования РФ в 2000 году и действующие в настоящее время, предоставили вузам возможность проявлять большую самостоятельность в подготовке специалистов.

Основная образовательная программа подготовки специалистов в области документоведения предусматривает изучение студентами четырех циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

- общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
- общие математические и естественно-научные дисциплины;
- общепрофессиональные дисциплины;
- дисциплины специализации, факультативы.

Каждый цикл (кроме четвертого) состоит из дисциплин федерального компонента, национально-регионального (вузовского) компонента (до 10-15 % общего объема цикла), дисциплин по выбору студента (до 10-15 % общего объема цикла).

В стандарт были внесены определенные изменения и дополнения. Так, вынесена отдельной строкой дисциплина «Информационные системы», введено «Гражданское право». Значительно увеличены часы на дисциплину «Концепция современного естествознания». Уточнены названия отдельных общепрофессиональных и специальных дисциплин. Таким образом, фактически была выработана стратегия в подготовке кадров документоведов в вузах, объединенных в рамках УМО на базе Российского государственного гуманитарного университета.

Значительная и плодотворная работа была проведена УМО и учебно-методической комиссией (УМК) по специальности «Документоведение и ДОУ» во главе с профессором Т.В. Кузнецовой по подготовке и изданию полного пакета примерных программ дисциплин федерального компонента (циклы общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специальности). Разработчиками программ выступили высококвалифицированные преподаватели РГГУ, а рецензентами – профессора и доценты вузов, руководители и опытные специалисты организаций-работодателей (из Московского государственного университета, Государственного университета управления, Тверского государственного университета, Всероссийского НИИ документоведения и архивного дела, Института проблем управления РАН и других). Изданные материалы получили высокую оценку педагогической общественности и явились, как правильно было подмечено, своеобразными путеводителями в организации образовательного процесса, позволив значительно повысить качество профессиональной подготовки кадров по этой специальности.

Как известно, в сентябре 2003 года Российская Федерация присоединилась к Болонской декларации, цель которой – построение единого европейского образовательного пространства. Чтобы российская высшая школа соответствовала международным стандартам, ее необходимо адаптировать к современным и будущим потребностям, но вместе с тем и не утратить одну из самых сильных ее сторон – глубину и фундаментальность. Естественно, что эффективная реализация задач конкурентоспособности предоставляемых образовательных услуг, качественной подготовки специалистов невозможна без разработки и обновления нормативной и учебно-методической базы.

В Федеральных государственных стандартах ВПО (третье поколение) акцент делается не на содержание образования, как это было в ГОС ВПО первого и второго поколений, а на его результат. То есть они определяют, какими компетенциями должен владеть студент, освоив тот или иной цикл. Эти компетенции ориентированы на профессиональные стандарты. И каждый конкретный вуз уже сам определяет, как построить учебный процесс, какие дисциплины выбрать, какие технологии обучения использовать, чтобы достичь необходимых результатов.

В этой связи на объединенных расширенных заседаниях УМК по специальностям «Документоведение и ДОУ» и «Историко-архивоведение», заседаниях рабочих групп по подготовке ФГОС ВПО по направлению «Документоведение и архивоведение» систематически обсуждались вопросы компетентностного подхода в образовании, принципы построения и содержания двухуровневых профессиональных образовательных программ, критерии качества ВПО, подготовка кадров в рамках кредитно-модульной системы, особенности решения воспитательных задач и другие.

Первый вариант ФГОС ВПО по направлению «Документоведение и архивоведение», который был подготовлен рабочей группой, состоящей из представителей научно-педагогической общественности и работодателей, активно обсуждался в Российском государственном гуманитарном университете 16 января 2007 года. Все выступившие (почти 20 человек) на совместном расширенном заседании учебно-методических комиссий по специальностям «Документоведение и ДОУ» и «Историко-архивоведение» поддержали предложение об объединении данных специальностей в направление «Документоведение и архивоведение» с подготовкой бакалавров и магистров.

Следующие, не менее активные, глубокие и «горячие» обсуждения стандартов состоялись на базе Поволжской государственной академии госслужбы им. П.А. Столыпина (г. Саратов, 28-30 мая) и Уральского государственного университета (г. Екатеринбург, 11-12 октября). В них участвовали члены Совета УМО, председатели учебно-методических комиссий – Е.М. Бурова и Т.В. Кузнецова, проректоры, деканы, заведующие выпускающими кафедрами, представители работодателей. Всего же в обсуждении этого важнейшего документа приняли участие более 60 человек из почти 50 вузов различных регионов России. Окончательный вариант ФГОС ВПО по направлению «Документоведение и архивоведение» предполагается принять на расширенном заседании Совета УМО, которое состоится в Пензенском государственном университете.

Обеспечение вузов учебно-методическими разработками по подготовке специалистов – одна из важнейших сторон деятельности УМО. Новые учебно-методические издания систематически рассылаются в вузы–члены Фонда УМО, а другие – информируются об их выпуске.

Высокую оценку педагогической общественности получили методические материалы по циклу документоведческих дисциплин, изданные в 2002 году. Они содержат программы спецкурсов и учебных практик, методические указания по выполнению лабораторных и практических работ, написанию курсовых и дипломных работ, рабочие тетради студентов. Второе издание этого сборника, значительно обновленное, скоро выйдет в свет и будет разослано в вузы – члены Фонда УМО.

Хотелось бы остановиться на учебно-методических комплексах (УМК), включающих все необходимое для организации учебного процесса и самостоятельного изучения преподаваемых дисциплин. Они предполагают обратную связь с преподавателем в ходе усвоения курса (семинар, практические занятия, консультации) и при подведении итогов (зачет, экзамен). Структура УМК позволяет студентам без затруднений находить нужную тему лекции, семинара, практического занятия, литературу и т.д. Учебные комплексы не только расширяют образовательные и познавательные возможности, но и направлены на развитие навыков самостоятельной работы обучающихся. Так, необходимо отметить такие УМК по циклу общепрофессиональных дисциплин, как «Введение в специальность» (издано также одноименное учебное пособие Т.В. Кузнецовой), «Документоведение», «Организация и технология документационного обеспечения управления» и др.

Уже признана необходимость совершенствования технологий образовательного процесса путем использования новых средств обработки учебно-методической информации. Сегодня информационная культура преподавателей и студентов органично сочетает как традиционные методы, так и инновации, связанные с использованием новейших образовательных технологий. Членами УМО разработаны и внедрены электронные УМК, интерактивные обучающие курсы и т.п.

Из методической литературы, предлагаемой преподавателям, необходимо выделить реализуемый в РГГУ инновационный учебно-методический проект «Я иду на занятия», аналога которому нет в практике подготовки специалистов ВПО. В рамках этого проекта издается серия авторских учебно-методических модулей. Их качественная отличительная черта – попытка авторов предложить новую форму подачи материала, способствующую переходу от восприятия студентов готового знания к активному творческому участию в выработке «знания-понимания». В модулях преподавателю предлагаются учебно-методические материалы по дисциплинам, включенным в учебные планы программ ВПО. Издаются и так называемые «проблемные» модули. В их содержании делается особый акцент на различные, подчас полярные, точки зрения на одну и ту же научную проблему. Серия «Я иду на занятия» адресована, прежде всего, преподавателям вузов, но предлагаемые материалы могут использовать студенты и аспиранты, а также преподаватели средних специальных учебных заведений.

Сегодня за Учебно-методическим объединением вузов РФ по образованию в области историко-архивоведения закреплены три направления:
- «Документоведение и архивоведение»
- «Культурология»
- «История»
и восемь специальностей:
- «Историко-архивоведение»
- «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере»
- «Культурология»
- «Музеология»
- «Документоведение и документационное обеспечение управления»
- «Музейное дело и охрана памятников»
- «Организация и технология защиты информации»
- «Комплексная защита объектов информатизации».
В УМО входят более 350 государственных и негосударственных вузов страны.

Совет УМО, состоящий из преподавателей РГГУ, ведущих вузов России, представителей работодателей и научной общественности, возглавляет ректор РГГУ, доктор исторических наук, профессор Е.И. Пивовар. Заместителем председателя уже более десяти лет является первый проректор-проректор по учебной работе, доктор экономических наук, профессор В.В. Минаев.

Все учебно-методические комиссии работают под руководством известных ученых, профессоров РГГУ: Е.М. Бениаминова, Е.М. Буровой, Г.И. Зверевой, А.Б. Каменского, В.Б. Кравченко, Т.В. Кузнецовой, С.И. Сотниковой. Их заместителями, как правило, являются представители других вузов или работодателей.

С 1997 года учебно-методическую комиссию по специальности «Документоведение и ДОУ» возглавляет одна из основоположников этой специальности, видный ученый и высококвалифицированный педагог, заведующая кафедрой документоведения Историко-архивного института РГГУ профессор Т.В. Кузнецова. В УМК наряду с преподавателями РГГУ входят ведущие профессора Пензенского, Тверского государственных университетов, Пермского государственного института искусства и культуры, Поволжской академии госслужбы им. П.А. Столыпина, Всероссийского НИИ документоведения и архивного дела.

В 1998 году за счет добровольных взносов нескольких вузов России был сформирован Фонд УМО. В настоящее время в Фонде участвуют уже 65 государственных и негосударственных учебных заведений. В 29 из них открыта специальность «Документоведение и документационное обеспечение управления». Постоянными нашими партнерами являются Южный Федеральный университет, Курганский, Марийский, Мордовский, Томский, Ульяновский государственные университеты, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Пермский государственный институт искусства и культуры, Башкирская, Коми-Республиканская, Поволжская академии госслужбы.

Совет УМО выражает всем членам Фонда большую благодарность за тесное сотрудничество и понимание необходимости поддержки Объединения.