Индексация заработной платы

Вопрос индексации заработной платы важен не только работнику как лицу, непосредственно заинтересованному в достойной оценке его труда, но и работодателю, поскольку неисполнение обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, относительно индексации влечет неблагоприятные последствия виде административного наказания.

В данной статье будут рассмотрены вопросы относительно того, в каком размере различные виды организаций должны индексировать заработную плату, какая ответственность предусмотрена за неисполнение работодателем данной обязанности, какие выплаты работнику подлежат индексированию.

 Фраза Пьера Жозефа Прудона, зафиксированная в тексте Конституции 1977 года — «от каждого — по способностям, каждому — по труду», — известна большинству граждан РФ. Работающему населению особенно важна ее вторая часть, провозглашающая размер заработной платы, соответствующий выполненной работе. Статья 2 Трудового кодекса РФ также устанавливает одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений соблюдение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 17.06.2010 № 913-О-О, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации).

Исходя из вышеуказанных положений, работодатель обязан предусмотреть индексацию заработной платы своих работников. Однако нередко возникают споры между сторонами по данному вопросу, работодателей привлекают к административной ответственности за невыполнение указанной обязанности.

В соответствии со статьей 134 Трудового кодекса РФ организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Порядок установления индексации в организации напрямую зависит от ее организационно-правовой формы.  Как установлено в решении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.12.2013, из буквального толкования статьи 134 Трудового кодекса РФ следует, что индексация заработной платы — это обязанность работодателя. Однако ее механизм (критерии) установлен Трудовым кодексом РФ лишь в отношении работодателей, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.

Принимая во внимание, что ни Трудовой кодекс РФ, ни иные законодательные акты в сфере труда не устанавливают требований к механизму индексации, работодатель, не финансируемый за счет бюджетных средств, вправе избрать любые критерии для проведения индексации и предусмотреть любой порядок ее осуществления.

В силу предписаний статей 2, 130 и 134 данного кодекса индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивают им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя, и не могут рассматриваться как неопределенные и нарушающие их конституционные права.

Как следствие, организация-работодатель, не получающая бюджетного финансирования, должна предусмотреть в локальных нормативных актах обязанность индексации заработной платы работников, а также определить ее механизм, критерии и периодичность.

Ответственность за отсутствие локальных нормативных актов, определяющих положения об индексации, установлена в Кодексе об административных нарушениях РФ.

Пример привлечения к административной ответственности за подобное нарушение приведен в решении Кировского областного суда от 26.09.2013 по делу № 7-4546: при проведении прокурорской проверки ООО выявлено, что на момент проверки локальный правовой акт, устанавливающий порядок проведения индексации заработной платы работников, принят не был. Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым судьей дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Таким образом, действия (бездействие) ООО  правильно квалифицированы по части 1 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ.


Полный текст статьи читайте в свежем номере журнала «Трудовое право».