Отраслевые особенности в работе секретаря

Мы не раз говорили о том, что трудно перечислить стандартные обязанности секретаря или помощника руководителя. В каждой компании, а иногда и в разных отделах одного предприятия своя специфика организации работы офиса, делопроизводства, взаимодействия с руководителем. Те, кто искал или ищет работу, знают, насколько разные, подчас непредсказуемые требования предъявляют работодатели. В трудовой книжке моей подруги такая же запись, как и в моей, но у нас нет ни одной похожей обязанности.

Около полугода назад я начала вести семинары в одном из обучающих центров города и еще раз столкнулась с этим явлением: мои слушатели только называются одинаково, на деле же их мало что объединяет, кроме телефона. Кому-то приходится ездить в аэропорт в другом городе, чтобы встречать гостей, приезжающих на завод. А сидящая рядом коллега не знает даже, как организовать чайные и кофейные паузы во время совещаний, т. к. для этого в компании существует служба протокола. Есть те, кто занимается исключительно контролем исполнения документов и подготовкой различных бумажных материалов, а есть и такие, в чьи обязанности входит быть «мамой» для руководителей, причем буквально: следить за тем, чтобы в офисе всегда были вода, еда, бритвенные принадлежности, двадцать раз в день носить чай, заказывать обеды, завтраки и ужины, во время совещаний сидеть до ночи на случай, если вдруг руководитель попросит еще голубцов. (Голубцов – так и есть. Я несколько раз переспросила, он, оказывается, любит есть во время совещаний. И всех участников заставляет.) На вопрос «Как же вы успеваете писать письма, оформлять командировки, разбирать почту?» моя коллега ответила, что это не входит в ее обязанности, мол, для документационного обеспечения есть специальный отдел. И из обязанностей, общих с другими участницами, у нее только ответы по телефону.

Такое многообразие выполняемых функций, с одной стороны, хорошо: оставаясь в рамках выбранной профессии, можно найти работу, которая больше всего соответствует вашим качествам и стремлениям. С другой стороны, это создает огромные трудности, особенно при смене работы. Работодатели порой сами плохо понимают, какие именно обязанности должен выполнять их секретарь, поэтому при составлении объявлений о вакансиях специалисты по подбору персонала часто указывают лишь часть обязанностей. В результате нередки случаи, когда, выйдя на новое место, вы узнаете, что вам придется заниматься тем, чего вы не умеете или не хотите.

Другая трудность состоит в организации обучения. Моя подруга не так давно жаловалась, что долго выбирала себе семинар, в итоге провела неделю в другом городе (оплачивала компания), но ничего, что было бы полезно ей в работе, там не рассказали. То есть все было очень грамотно, интересно, с коллегами познакомилась, город посмотрела, а для работы пользы никакой. И такие случаи не редкость....

Полный текст статьи читайте в свежем номере журнала "Секретаркое дело"