Глава администрации Ненецкого автономного округа Игорь Федоров — Преимуществом в конкурсной борьбе за месторождения им. Требса и им. Титова может стать готовность завершить строительство автомобильной дороги от Нарьян-Мара до Усинска.

Нефтяные месторождения станут «золотыми»
К стартовой цене конкурса на Требса и Титова может прибавиться еще 6,5 млрд рублей

Помимо рекордного стартового платежа, установленного Роснедрами за лицензию на неф¬тегазовые месторождения им. Требcа и им. Титова (18,17 млрд руб.), затрат на добычу и обустройство на плечи нефтяных компаний может лечь строительство дороги Нарьян-Мар — Усинск. Этот проект подпадает под инфраструктурные требования конкурса. По предварительным оценкам, стоимость оставшихся 80 км дороги составит 6,5 млрд руб. Нефтяники признают, что ради лицензии готовы пойти на дополнительные траты.

Преимуществом в конкурсной борьбе за месторождения им. Требса и им. Титова может стать готовность завершить строительство автомобильной дороги от Нарьян-Мара до Усинска. «Я написал официальные письма руководству крупнейших наших неф¬тяных компаний о том, что предлагаю в случае участия в конкурсе заявить к реализации некоторые инфраструктурные проекты, необходимые для региона, и первым в этом списке стоит завершение строительства дороги Нарьян-Мар — Усинск», — рассказал РБК daily глава администрации Ненецкого автономного округа Игорь Федоров. Ранее он заявлял о том, что для прокладки оставшихся 80 км трассы необходимо порядка 6,5 млрд руб. Таким образом, победителю конкурса кроме стартового платежа в 18,17 млрд руб. придется изрядно раскошелиться.

«Учитывая, что Роснедра формально такого требования не предъявляли, им можно пренебречь, но мы будем учитывать все пожелания региональных властей», — рассказал РБК daily источник в одной из нефтяных компаний, готовящихся принять участие в конкурсе на участки им. Требса и им. Титова. «В любой ситуации можно найти компромисс, возможно, инвестиции на инфраструктурные проекты региона будут выделяться поэтапно по мере разработки месторождений», — говорит собеседник.

По словам аналитика ИБ «Открытие» Игоря Краевского, подобная практика привлечения недропользователей для решения ин¬фраструктурных проблем довольно распространена, в частности ее активно примеряют в Монголии. По его оценкам, стоимость дороги вполне приемлема для условий Крайнего Севера. «Участок объездной дороги в Сургуте стоил 500 млн руб. за 1 км, в то время как здесь затраты на километр порядка 80 млн руб.», — поясняет г-н Краевский.

Естественно, дополнительные расходы нежелательны для нефтяных компаний, но по сравнению с потенциальной прибылью строительство дороги — трата небольшая, считает аналитик ФК «Уралсиб Кэпитал» Юлия Новиченкова. «С учетом стоимости дороги затраты составят порядка 0,8 долл. за 1 барр. н.э., притом что в среднем по России этот показатель на уровне 4 долл. за 1 барр. н.э. Но важно помнить, что это только «входной билет» и итоговые затраты могут быть в несколько раз выше», — поясняет эксперт.

Чтобы получить право разработки последних крупных месторождений с легкоизвлекаемой нефтью, нефтяным компаниям придется не только принимать активное участие в социально-экономическом развитии НАО. Победителю конкурса предстоит обеспечить переработку 40% добываемой на месторождениях неф¬ти на российских НПЗ, а также решить проблему транспортировки сырья.

Но жесткие конкурсные требования не останавливают нефтяные компании в стремлении получить лицензию на Требса и Титова. Процедуру подачи заявки начал ЛУКОЙЛ, который уже оплатил сбор за участие в конкурсе, передает ИА РБК. В настоящее время «Башнефть» находится в процессе подготовки необходимых документов по участию в конкурсе на месторождения Требса и Титова, пояснили РБК daily в пресс-службе компании. Возможность участия в конкурсе рассматривает «дочка» ТНК-ВР — «Самотлорнефтегаз», подтвердил представитель материнской компании. В «Роснефти» комментировать ситуацию вокруг Требса и Титова отказались.

«Многие нефтяные компании, и особенно «Башнефть», ждут, что государство пойдет навстречу и позволит применить своп в реализации требований по переработке», — предполагает г-жа Новиченкова. Это означает, что на заводах вместо нефти с Требса и Титова можно будет перерабатывать те же объемы сырья с другого месторождения, поясняет аналитик. «Если же правительство не пойдет на уступки, при всех имеющихся обстоятельствах основными претендентами остаются только ЛУКОЙЛ и «Роснефть», — говорит эксперт.
 


Каспий дождется льгот в будущем году
Льготные ставки экспортной пошлины на нефть с месторождений Каспия могут начать действовать с 2011 года, сказал вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. «Я принципиально согласился, что льготная позиция будет, что она будет действовать временно — до выхода компаний на необходимую внутреннюю рентабельность», — добавил он. В начале недели глава Министерства энергетики Сергей Шматко сообщил по итогам совещания по развитию нефтехимии, которое провел в Нижнем Новгороде премьер-министр России Владимир Путин, что при разработке нефтяных месторождений на Северном Каспии будут применяться те же льготы, что и на месторождениях в Восточной Сибири.


ЕВГЕНИЯ КОРЫТИНА, ГАЛИНА СТАРИНСКАЯ
http://www.rbcdaily.ru/