VIII исследование отличается одной важной особенностью: оно проводилось после перерыва, вызванного кризисом. Если бы мы решились на исследование в прошлом году, то его итоги только показали бы пик рассвета кадрового рынка докризисного образца — практического значения оно бы не имело.
Осенью 2008 года падение рынка было почти повальным. Самые догадливые агентства быстро переехали в офисы поменьше (или даже квартиры) и максимально сократили все иные расходы. Теперь мы знаем, как были востребованы услуги агентств в 2009 году. Сразу скажем, что после «шторма», в котором «утонуло» немало компаний, ведущие агентства в основном остались на плаву, чего не скажешь о небольших.
Итак, ранее из 1200 самых крупных компаний Москвы более половины активно работали с кадровыми агентствами (наше исследование отражало названия 300 агентств) и порядка 60 попадали в итоговые таблицы исследования.
Основной вывод сегодня: не более 300 крупных компаний Москвы регулярно заказывают подбор персонала, при этом объем плейсментов упал на 30-80 %. По нашим данным только около 50 агентств активно оказывают кадровые услуги на столичном рынке на вполне приличном профессиональном уровне. Половина из них вошла в наше исследование, т. к. в анкетах, которые нам предоставили директора по персоналу, представляющие порядка 600 крупных компаний Москвы, их работу оценили не менее 5 клиентов. Аутсайдеров среди кадровых агентств сегодня на рынке нет — кризис, что ли, заставил подтянуться или эйчары не позволяют расслабиться, но ни один респондент, как это случалось ранее, не позволил себе разнести «в пух и прах» ни одно кадровое агентство. Все они, разумеется, как говорят в Одессе, разные.
«Работные» сайты | % фирм, оценивших «работные» сайты (из 300 фирм-клиентов КА) |
Средний балл (по 10-ти бальной шкале) | |
---|---|---|---|
1 |
hh.ru |
91 |
8,3 |
2 |
job.ru |
30 |
4,5 |
3 |
rabota.ru |
29 |
6,1 |
4 |
superjob.ru |
40 |
7,9 |
5 |
zarplata.ru |
20 |
4,8 |
«Работные» СМИ | % фирм, оценивших «работные» СМИ (из 300 фирм-клиентов КА) |
Средний балл (по 10-ти бальной шкале) | |
---|---|---|---|
1 |
Работа Для Вас |
42 |
7,2 |
2 |
Работа и Зарплата |
67 |
6,6 |
3 |
Местные, региональные газеты |
33 |
8,6 |
Компании, оценившие агенство | Количество «закрытых» вакансий | Средний балл (по 10-ти бальной шкале) | ||
---|---|---|---|---|
1 |
А-КЛАСС РЕКРУТМЕНТ |
5 |
16 |
7,13 |
2 |
AVANTA PERSONNEL (ADECCO GROUP) |
10 |
84 |
8,95 |
3 |
АВК ГРУПП |
10 |
34 |
8,2 |
4 |
АГЕНТСТВО КОНТАКТ |
5 |
19 |
9,05 |
5 |
АГЕНТСТВО ПРОФИЛЬ |
6 |
63 |
7,03 |
6
|
АНКОР |
59 |
550 |
8,58 |
7 |
ANTAL RUSSIA |
9 |
42 |
8,52 |
8 |
BUSINESS CONNECTION |
7 |
28 |
9,03 |
9 |
БЛМ-КОНСОРТ |
24 |
121 |
9,04 |
10 |
ГЛАСФОРД ИНТЕРНЕЙШНЛ |
17 |
80 |
8,96 |
11 |
ВАШ ИМИДЖ |
8 |
13 |
8,54 |
12 |
ВИЗАВИ КОНСАЛТ |
11 |
57 |
9,33 |
13 |
ВЫБОР |
17 |
41 |
8,12 |
14 |
KELLY SERVICES |
17 |
66 |
7,52 |
15 |
КОННЕКТ ПЕРСОНАЛ |
8 |
30 |
8,77 |
16 |
CORNERSTONE |
11 |
54 |
8,87 |
17 |
COLEMAN SERVICES |
5 |
20 |
8,1 |
18 |
KPG RESOURCES |
15 |
35 |
8,4 |
19 |
MANPOWER |
7 |
56 |
7,55 |
20 |
PENNY LANE PERSONNEL |
25 |
82 |
6,89 |
21 |
S2B PERSONNEL |
14 |
28 |
7,96 |
22 |
FLEX |
6 |
50 |
8,1 |
23 |
HUMAN CAPITAL |
5 |
26 |
6.85 |
24 |
ЮНИТИ |
14 |
93 |
7,54 |
«Анкор» — лидер в Москве по итогам опроса. Неплохо смотрятся итоги работы «БЛМ-Консорт», которое в позапрошлом году, как казалось, вот-вот настигнет лидера. Итак, среди самых профессиональных кадровых агентств, которые успешно выполняли заказы крупных компаний Москвы, конкурируя между собой, можно отметить: «Анкор», Avanta Personnel, «БЛМ%Консорт», «Визави Консалт», «Гласфорд Интернейшнл», Kelly Services, «Коннект Персонал», Cornerstone, Coleman Services, KPG Resources, Manpower, Human Capital.
Это 12 самых сильных кадровых агентств столицы, названия которых, повторимся, мы наблюдали в анкетах крупнейших компаний Москвы (не все кадровые агентства предоставили нам свои клиентские списки, поэтому исследование не претендует на полноценный рейтинг. — Прим. ред.).
Хорошие результаты и тенденцию к росту показали «Выбор», Penny Lane Personnel и «Юнити», увеличившие свою клиентскую базу, несмотря на кризис. Приятной неожиданностью стал для нас и стартап агентства Business Connection.
Интернет-порталы
С сайтами все гораздо радужнее и проще — не исключено, что именно они являются «виновниками» явного уменьшения востребованности кадровых агентств. 95 % компаний используют сайты при поиске персонала. Интернет давно и прочно вошел в каждый дом, и только ленивый не сравнивает свою зарплату, заходя на «работные» сайты. Итак, эйчары крупных компаний предпочитают работать в основном с сайтами hh.ru и superjob.ru, отмечая их как самые эффективные инструменты поиска кандидатов. Платность ресурсов уже давно мало кого пугает. Чем известнее компания, чем интереснее и «смачнее» по зарплате звучит ее предложение, тем больший отклик кандидатов она получает. Приведем пример из собственного опыта. На сайте hh.ru наш журнал разместил вакансию секретаря, сухо и скупо описав функционал. Итог — 150 резюме. Спустя неделю эта же вакансия на этом же сайте была размещена без описания функционала, зато мы щедро и красиво описали, кого хотим видеть: доброжелательных, креативных людей, с приятным голосом, которым обещаем полусвободный график, медстраховку, работу в офисе бизнес-центра «Солид-Кама» с «версальским» видом из окна… Итог — 1500 резюме. Чем не повод для экспериментов и переосмысления того, что же на самом деле хочет кандидат сегодня?!
За лидерами по-прежнему идут сайты: job.ru, rabota.ru и zarplata.ru. Еще одна тенденция нашего исследования: с каждым годом все чаще респонденты — крупные компании — указывают специализированные сайты.
Печатные СМИ
Только 30 % компаний используют печатные СМИ в своей работе. Лидируют два издания: «Работа для Вас» и «Работа и Зарплата».