Генеральный директор компании «Орго-систем»
Как изменились IT-продукты за последние 3-5 лет?
- Если взглянуть на рынок в целом, то за это время начала явно усиливаться тенденция к покупному софту. Это означает, что если раньше фирмы, в основном, старались разрабатывать собственные IT-продукты, то есть нанимали штат программистов и сами под себя строили, как правило, управленческие системы, то сейчас все больше и больше тенденция такая, что они обращаются к внешним консультантам и, как правило, покупают какой-нибудь серьезный софт для внедрения. Поскольку рынок начал формироваться именно в цивилизованном виде, то есть большинству стало понятно, что консалтинг и управленческие услуги – это вещь, которая может решаться, как правило, аутсорсингом. Не без исключений, конечно, но наиболее эффективное решение – это аутсорсинг. Что касается конкретно российских предприятий, то в дальнейшем для них есть два поля развития. Первое поле развития – это западные системы. Они тоже претерпели изменение за последние пять лет, делают больший акцент на Интернет-технологиях, на внедрении всего, что связано с Интернет-платформами и т.д.
В смысловом наполнении западные системы, конечно, тоже развиваются (следуя за тенденциями рынка), но в принципе они сформированы года три назад, и функционал их остается неизменным.
За последние 6 лет получили развитие отечественные системы, которые более приближены к нашей, российской, реальности. Те системы управления, которые у нас создавались, как правило, вырастали из продуктов, которые формировали для себя крупные компании, что-то писавшие «под себя». После такие системы начинали тиражироваться и вырастали в крупный софтверный продукт. За последние 6 лет сильно продвинулись именно российские IT-технологии. Сейчас у нас есть определенное количество программных продуктов, которые ничем не уступают западным аналогам, а в некоторых вещах превосходят, потому что они ориентированы именно на российский менталитет, на российскую систему управления, точнее сказать на отсутствие таковой. Поскольку то, что формировалось на Западе на протяжении 400 лет, у нас прошло путь всего за 10 лет. Естественно, за такой короткий срок не может поменяться ни менталитет, ни, собственно, система управления. Какую бы красивую западную систему управления сюда не ставить - ситуация мало изменяется. Как в известном анекдоте, где грубым сибирским мужикам подарили острую японскую пилу. Вот почти по анекдоту с западными системами управления так и поступают. Т.е. они тяжело приживаются здесь.
А сейчас как? Больше наших систем или западных?
- Западных, я думаю, все-таки больше. Пока больше все-таки пользуются западными продуктами. По сравнению с тем, что раньше наши системы совсем не использовали – а сейчас, по крайней мере, переходят очень часто на отечественные системы управления, можно сказать - прогресс налицо. Наши системы сейчас набирают силу.
Кто успешно внедряет IT- технологии, а кто не спешит?
- Это очень специфическая вещь для разных предприятий. Можно поделить их на малый, средний и крупный бизнес. Условно говоря, в малом и среднем бизнесе у нас еще пока не такой большой процент внедрений. Все большие компании уже просто существовать без этого не могут. Это уже стало очевидно. И почти все крупные предприятия занимаются в том или ином роде внедрением серьёзных IT-систем, потому что это единственное средство управления. При тех объемах, при тех проблемах, которые у них есть – без этого уже просто не обойтись. Но в последнее время ярко выражается тенденция, что и средний и малый бизнес начинают смотреть в сторону IT-решений, т.е. в сторону компьютеризации управления, в сторону создания систем управления как таковых.
Как относятся к системам управления в среднем и малом бизнесе?
- Если 6 лет назад слово «бизнес-процесс» было совершенно узким специфическим термином, которым пользовались консультанты, то сейчас практически все знают, что такое бизнес-процесс, что такое процессный подход. В общих чертах руководители среднего и малого бизнеса представляют и понимают, что, если они хотят развиваться, то им необходимо перестраивать системы управления. Которых, как правило, в явно выраженном виде, у них нет вообще, т.е. фирмы управляются по типу кооператива. Было несколько разрозненных подразделений, которые отвечали каждый за свой кусок, и каждый тянул одеяло на себя. Сейчас они понимают, что в ситуации, в которой мы находимся, в быстроразвивающейся и конкурирующей среде для того, чтобы существенно продвинуться на рынке и правильно закрепиться там, необходима мощная и правильная система управления. Поэтому сейчас средний и малый бизнес тратит на это довольно существенные для себя деньги и тут возникает некоторый дефицит в системах управления, которые за небольшое время и за небольшие средства решали бы проблему собственно управления.
Отличается ли внедрение IT-технологий по регионам? Где более всего сконцентрированы применения IT-технологий?
- Конечно, в первую очередь, это Москва, Санкт-Петербург. На самом деле по регионам это четко востребовано там, где сконцентрирована у нас промышленность, и где она очень активно развивается. Это Екатеринбургская область, Волгоград, Сибирь. Регионы эти растут в экономическом плане, поднимаются, и хотят иметь прогрессивные технологии. Все, кто существует в конкурентной среде, ощущает, что без каких-то инноваций просто-напросто невозможно движение вперёд. И владельцы бизнеса, и топ-менеджеры понимают: чтобы достигать нужных результатов им требуется эффективная система управления.
Спасибо за беседу.