Коучинг – это профессиональное содействие человеку в определении и достижении его целей, личных и профессиональных, за минимальное время и с минимальными усилиями.

С. Авдеев

Коучинг

                Коучинг – как узнать его?

                Узнаем коучинг
 
                Еще один взгляд на коучинг
 
                Коучинг: как много в этом звуке?..

                Что коучинг грядущий нам готовит?

Сомневаюсь, что формат статьи позволит в полном объеме раскрыть эту тему, описать коучинг с разных сторон: историю возникновения, философию, цели и задачи, методы работы и многое другое. Это объем как минимум целой книги. Поэтому начну с малого – с ответов на вопросы: направления коучинга; кому нужен коучинг; его отличие от других видов консультирования и обучения; кое-что из основ его философии; задачи; как проходит.
И начнем, пожалуй, традиционно – с определения.

Коучинг – это профессиональное содействие человеку в определении и достижении его целей, личных и профессиональных, за минимальное время и с минимальными усилиями. Это один из методов консультирования, возник 20 лет назад, разработан психологом и бизнес-консультантом Томасом Леонардом, а также его коллегой Джоном Уитмором. Коучинг вобрал в себя все лучшее от психотерапии, психологического консультирования, бизнес-тренингов, наставничества, консалтинга и менеджмента.


Направления коучинга

Коучинг принято разделять на два основных направления: бизнес-коучинг и личностный коучинг.
Бизнес-коучинг – решение задач, поиск ответов на вопросы в плоскости профессиональной деятельности человека, то есть в бизнесе. Здесь два направления работы:

– Коучинг для руководителей: все о вопросах управления, руководства, направления организации и сотрудников. А точнее, лидерские технологии, построение команды, конфликты, корпоративная культура, мотивация персонала, реорганизация, реструктуризация, стратегическое планирование и т. п.

– Коучинг для рядовых сотрудников компании: как войти в коллектив, стать своим человеком; как научиться встраиваться в любую команду, в любую компанию с разными стилями управления, как находить общий язык с разными руководителями; конфликты с руководителем и коллегами; как преодолеть кризис профессионального роста; как пройти собеседование, испытательный срок; как сделать карьеру; как достойно выступить на совещании, представить свой проект; тайм-менеджмент; решение профессиональных задач (например, для торгового представителя – как грамотно работать с возражениями потенциального клиента) и многое другое.

Личностный коучинг – решение проблем, задач, поиск ответов на вопросы в плоскости личной жизни. И здесь два направления:

– Коммуникативное – выстраивание, налаживание отношений с окружающими людьми (близкими, друзьями, семьей);

– Личностное – работа клиента со своей личностью: уверенность в себе, адекватная самооценка, осмысленность жизни, самоопределение в жизни («Кто я?», «Как и зачем жить?», «Почему именно так, с этим человеком?» и т. п.), поиск внутренних сил, источников бодрости и активности, стрессоустойчивость (как управлять эмоциями) и многое другое.


Целевая аудитория

Кому нужен коучинг?

Всем, кто понимает, что жизнь – это движение, а смерть – остановка. А двигаются те, кто имеет смелость желать большего, чем есть сейчас, кто готов время от времени пересматривать свои привычные стратегии (жизни, общения, работы) и повышать качество своей жизни и/или работы.

Если же говорить чуть серьезнее, то целевая аудитория коучинга делится на тех, кто использует его – пользователей, и клиентов коучинга.

Пользователи – это люди, чья работа так или иначе связана с менеджментом либо консультированием, обучением, наставничеством. Это менеджеры, которые уже пришли к пониманию того, что старые методы управления подчиненными не только не способствуют их эффективной работе, но и подавляют инициативность, делают подчиненных безответственными, работающими «для галочки», не желающими вкладываться в компанию временем и силами. Это менеджеры по персоналу, что ищут новые способы построения кадровой политики, пути формирования лояльности персонала, болеющего за компанию душой. Это консультанты, тренеры, психологи, психотерапевты, ищущие новые, эффективные методы работы.

Клиенты – от бизнесменов до домохозяек. Все, кто готов стать самодостаточным в бизнесе, личной жизни. Самодостаточность – это когда вам достаточно самого себя (собственных знаний) для постановки и достижения целей, решения задач личных и профессиональных, и все это за минимальное время, с минимальными усилиями. В каких областях жизни? Посмотрите еще раз «Направления коучинга».

 Продолжение читайте в новом номере журнала