Если холодный расчет уступит здесь место псевдолояльности по отношению к сотрудникам ­ беды не миновать Подумайте снова, чтобы не попасть в рейтинг Финкельштейна

Если холодный расчет уступит здесь место псевдолояльности по отношению к сотрудникам ­ беды не миновать Подумайте снова, чтобы не попасть в рейтинг Финкельштейна

«Подумайте снова: почему хорошие руководители продолжают принимать неверные решения» — это не только название последней книги профессора менеджмента школы бизнеса Tuck Дартмутского колледжа, доктора философии Колумбийского университета Сидни Финкельштейна, но и рецепт, который автор предлагает всем лидерам в любой сфере деятельности.

Подумайте еще раз перед тем, как принять стратегические решения, которые могут оказаться значимыми для многих людей. Финкельштейн читает в школе бизнеса курс по лидерству и стратегии и на протяжении 20 лет занимается практическим изучением проблем топ­менеджмента крупнейших компаний. Он автор 11 книг, в том числе и мирового бестселлера «Почему умные управляющие терпят неудачи» и более 65 статей, посвященных этим проблемам. Он является экспертом в области слияний и поглощений и принятия управленческих решений. В 2011 году Финкельштейн опубликовал в своем блоге на Blogger Buzz рейтинг «Наихудшие СЕО 2011».

Принимать решения свой ственно людям. Это основа их личной и профессиональной жизни, об этом пишет Сидни Финкельштейн в одной из своих статей. Разумеется, случаются и ошибки. Резонанс неправильных решений может быть разным. Вполне терпимым, когда повод не слишком значителен, или ужасающим, когда речь идет о стратегических решениях в политике и бизнесе. Как известно, даже выдающиеся лидеры допускают ошибки.

Герберт Гувер (31­й президент США, 1929–1933 гг. — Здесь и далее прим. редактора) в период Великой депрессии принял ряд неверных экономических решений, способствовавших ухудшению экономической ситуации и росту безработицы, что обусловило его поражение на следующих президентских выборах. Введение подушного налога в Великобритании в 1989 году, на котором настаивала премьер­министр страны Маргарет Тэтчер, привело к массовым протестам и ее отставке.

Судьбоносные ошибки руководителей случаются не только в политике. В бизнесе их роль ничуть не меньше. Кен Льюис, «банкир № 1 в США», как его называли еще несколько лет назад, был вынужден уйти в отставку с поста исполнительного директора Bank of America после провальной сделки по приобретению корпорации Merrill Lynch & Co за $ 50 млрд, что значительно превышало ее рыночную стоимость. После ряда неудачных проектов, приведших к серьезным финансовым потерям, Юрген Шремп досрочно покинул пост председателя правления автомобильного концерна DaimlerChrysler, ярым сторонником создания которого он был, а спустя год концерн прекратил свое существование.

Подобных примеров бизнес­решений, имевших катастрофические последствия, множество. Но почему хорошие руководители принимают неверные решения? И можно ли что­то предпринять для того, чтобы снизить риск возникновения подобных ситуаций? Сидни Финкельштейн пытается найти ответ на эти непростые вопросы.

Прежде всего, по его мнению, стоит обратить внимание на особенности мышления и способы принятия решений руководителями. Финкельштейн выделяет четыре, по его выражению «красных флага» (русский эквивалент сигнала тревоги), которые свидетельствуют о том, что неправильное решение может быть принято.

Каждый из этих сигналов тревоги может вызвать психологическую предрасположенность к приему неверных решений. При этом топ­менеджер, как правило, абсолютно уверен в безошибочности своих действий. Что в таком случае может предпринять руководство компании для уменьшения рисков? Сидни Финкельштейн предлагает четыре способа разрешения этой непростой проблемы.

Сидни Финкельштейн уверен в том, что первые лица компаний требуют к себе постоянного пристального внимания. Это не означает недоверия, а лишь демонстрирует понимание того, что ошибаться могут даже самые выдающиеся лидеры.

Но иногда руководство бывает откровенно провальным. Проанализировав опыт более 50 компаний, прекративших деятельность из­-за некомпетентности топ­-менеджеров, Финкельштейн сформулировал «Семь типичных признаков плохих руководителей».

Материал опубликован в журнале Управление Персоналом № 5 за 2012 год, полностью статья будет доступна на сайте через 3 месяца.

Журнал УП 5, март 2012 г.