«Не всегда ярко выраженные лидерские качества могут привести к успешному управлению людьми»

Автор: Сергей Демин

Есть типажи кандидатов, неприемлемые в компании, даже если они отличные профессионалы. Это люди, которые приходят ко мне и не хотят развиваться, — это раз. Люди, которые не хотят зарабатывать, — два. И люди, которые считают, что не в команде находятся, а где­то сбоку, — это три.

Люди еще живут в постсоветском времени

Наши люди еще живут в постсоветском времени, воспитаны там. И очень многие вещи еще отличаются от современного ведения бизнеса, что сказывается на всей ситуации, складывающейся в экономике. Не всегда ярко выраженные лидерские качества могут привести к успешному управлению людьми, потому что в наше время и в наших реалиях только результат показывает, действительно ты лидер или нет.

Часто человек заявляет: «Я лидер», «Я карьерист», — но он не обладает знаниями, умениями и, главное, практикой и опытом каких­то достижений именно как лидер.

Руководители боятся, что кто­то начнет себя проявлять

Есть типажи кандидатов, неприемлемые в компании, даже если они отличные профессионалы. Это люди, которые приходят ко мне и не хотят развиваться, — это раз. Люди, которые не хотят зарабатывать, — два. И люди, которые считают, что не в команде находятся, а где­то сбоку, — это три.

Важно, чтобы человек хотел показать свои положительные качества. Современные руководители очень часто боятся, что кто­то начнет себя проявлять. Но, наверное, риски возможны, когда ты занимаешь средний уровень в руководящей позиции. Когда же ты управляешь бизнесом, то, наоборот, ты должен создать такие комфортные условия для людей, при которых они бы хотели проявить себя. Если ты эти условия создаешь, то всегда будешь в плюсе, так как люди будут видеть, что их слушают, их слышат и их идеи реализуют. Это очень здорово, люди тогда понимают, куда они вкладывают свою энергию, свой профессионализм, будь то творческое или какое­то иное направление.

Формальный и реальный лидер

Сейчас актуальна проблема «формального и реального лидера». Но определить типаж другой стороны, особенно во время беседы, довольно легко. Есть, грубо говоря, ведущий, который не является лидером, но является парламентером компании, а есть люди, которые слушают и принимают решения. Это видно по тому, как они сидят, как они выглядят, как они себя ведут, как спикер, который ведет встречу со стороны заказчика, реагирует на замечания этих людей.

У нас много ситуаций сейчас, когда ставят своих братьев, сватов и так далее. Особенно в крупных компаниях. Например, компания, из которой я ушел. Из нее ушло очень много профессионалов, и остались практически, все, кто пришел «по блату». Но работать­то они не могли, не умели, не научились, потому что считали, что им этого не надо. И когда профессионалы ушли и потребовалось выполнять ту же работу, что делали до этого другие, тут они показали, что на самом деле не могут ничего сделать так же эффективно, как делали это те, кто являлись знатоками в своей области.

Важен ли IQ

В крупных компаниях, особенно госкомпаниях, стало модно брать людей по результатам теста на IQ. Однако человек может быть с классным IQ, с двумя красными дипломами, с тремя медалями, но если человеку не интересно, чем он занимается, если ему все равно, куда он пришел, то кем бы он ни был, он себя не проявит. Такой человек просто не нужен, это важно сразу же понять и даже не брать его на работу. Если это госкомпания, которая хочет потратить деньги, то это уже вопросы к ним, потому что они теряют эффективность, и это сказывается на всей жизни компании.

«На готовенькое», интриги в бизнесе

Есть же топ­менеджеры, которые, придя в свою сферу, подняли продажи каких­либо услуг. Например, в случае со старым владельцем «Евросети». Ведь он достиг определенных результатов. Вот явный лидер. А у него потом просто пришли и все забрали, пришли «на готовенькое». Вот это, кстати, тоже реалии нашей жизни. Кто­то выбивается в лидеры, показывает результат, а потом проще всего будет у него все отобрать. Это также влияет на отношение к бизнесу в России в целом.

Жизнь в большой компании всегда связана с интригами. Например, я не влился в ту форму, в ту структуру, которая предлагала работать на условиях, что понижают эффективность компании. А когда ты ставишь принципиальные вопросы, с тобой некорректно пытаются всегда расстаться те люди, чьи условия ты не принимаешь. Это тоже наша российская действительность, поэтому у себя я и не хочу такого.

Необоснованный нарциссизм

Иногда, став руководителем, человек может психологически сломаться. И сломаться не в плане того, что он будет каким­то бешеным, сумасшедшим, а он может по­другому начать оценивать людей.

Когда руководитель начинает необоснованно смотреть на сотрудников свысока, то начинает делать ошибки.

Он начинает плохо объяснять какие­то задачи, не тратит лишнего времени на своих сотрудников.

В итоге это приводит к тому, что подразделение начинает работать неэффективно.

Факторы неудач в лидерстве: стремление избегать конфликтов, маниакальное поведение, интриги, мир лжецов, нарциссизм и многое другое

Все эти факторы встречаются у многих руководителей, но руководитель, избегающий, а не разрешающий конфликты, плохой руководитель. Важно уметь их разрешать.

Стоит приучать сотрудников к тому, чтобы они выражали свое мнение. На мой взгляд, это не только нужно, но и важно делать.

Зачем нужен человек, который говорит то, что ты хочешь услышать? Если это не является эффективными вещами, которые принесут тебе прибыль, а принесет только какое­то внутреннее успокоение.

Барские замашки

Я считаю, что правила в бизнесе должны быть и они должны выполняться людьми. Но это больше касается поведения, внешнего вида, сферы деятельности, конкретных обязанностей. Тех вещей, которые должны быть прописаны.

Это нормально, когда ты приходишь в компанию и работаешь по таким­то правилам. Это бизнес. Совсем другое, когда тебя заставляет «царь», «боярин» делать то, что ты делать не обязан. Вот это я считаю ошибкой современных руководителей, которые «родом из Советского Союза», где это как раз серьезно превалировало.

Лидер — миф или реальность? Человек может занимать руководящую должность и даже обладать некоторыми лидерскими качествами, но можно ли будет назвать его лидером на сто процентов? С Сергеем Деминым мы немного осветили этот вопрос, и стало понятно, что многим руководителям далеко до идеала. Боязнь конфликтов, боязнь мнения подчиненных, тотальный контроль, идеалы прошлых эпох, нарциссизм, барские замашки, деспотизм — и это еще не весь список того отрицательного, что есть у стоящих «у руля».

Однако Сергей уверен, что это присуще либо большим организациям, либо управленцам средней руки. Управленцы же бизнесом, наоборот, идут современными, эффективными путями, мотивируя работника и поощряя его инициативу. За такими руководителями будущее!

Сергей, например, есть положения о внешнем виде, которому сотрудники должны соответствовать. Все выполняют, кроме генерального директора. Как Вы смотрите на это?

— Если спросите меня лично, как человека, то я буду ходить так, как я хочу. Но если я хочу, чтобы моя компания выглядела в глазах других людей более классической, консервативной и так далее, то, значит, мои сотрудники будут ходить так, как скажу им я.

А Вы сами будете ходить так же, как Ваши сотрудники?

— На серьезные встречи — обязательно, а если так, то нет.

То есть, от сотрудников Вы потребуете соблюдения, но не для себя, да?

— Да.Вот такая она — мистика лидерства...

* Сергей Демин, генеральный директор компании IT­IN.

Беседовала Анастасия Качанова, amable_nastya@mail.ru

справка о компании

Компания IT­IN занимается разработкой и поддержкой сайтов.

Журнал Управление персоналом № 2, январь 2013 г