Держите «орлов» всегда под контролем

Автор: Андрей Сорвачев

Тема «орлов», конечно, пересекается с темой лидерства. Но УП хотел бы выделить особенности «орлов» — их «хищное» поведение, атаки на «добычу»… А как бы вы описали топ-менеджеров-«орлов»?

— В моей практике есть определенный опыт взаимодействия с такими людьми. Основная задача заключалась в том, чтобы направить их энергию на интересы компании, а не на достижение личных целей.

 Видны ли орлиные крылья, или как их заметить у переговорщика, у кандидата на место топа или СЕО?

— Орлиные крылья замечаешь мгновенно. На какую бы вакансию такой человек не шел, его видно изначально. С ними интересно общаться, от них всегда узнаешь что-то новое. Такие люди часто встречаются среди рекламщиков. В конце концов — работа этих людей заключается в том, чтобы нестандартно мыслить и принимать неожиданные решения.

 «Высоко летают» — что вы понимаете под этим выражением?

— Они максималисты. Для многих из таких людей работа интересна как проект по собственному развитию, и они сразу об этом говорят. Причем не только в плане финансов — эти люди ставят себе цели и все время стараются вырасти в той сфере, в которой работают. Им очень важно проявить себя, показать всем, что они лучшие.

 «Орел» никогда не станет «курицей»? Что происходит с «орлами», которых прессуют в компании?

— Есть сотрудники, которые честно говорят: «Всё, мы выросли, мы уходим» или проект закончился. А есть те, кто не хочет работать — они начинают саботировать свои обязанности и в итоге уходят в результате конфликта. Уходя, они могут чинить козни. Скажем, увести клиентскую базу.

 «Курица» тоже никогда не сможет стать «орлом»? Можно ли заставить «курицу» выполнять задачи, которые по силам только «орлам»?

— Руководитель-середнячок, который развивает проект, углубляет его — это очень важная и нужная фигура. Но «орлы» и такие менеджеры — это разная история. Когда компания только выходит на рынок, без «орлов» не обойтись. Особенно они нужны, когда ресурсы — в том числе и кадровые — жестко ограничены. В такой момент «орлы» способны принести весьма существенную пользу. Но когда бизнес вырастает до определенных размеров, и компания приобретает четкую структуру, «орлы» теряются, им становится сложно найти себе место. И сразу становятся нужны люди для выполнения регулярного и очень важного труда по укреплению уже существующих связей.

 Откуда берутся в бизнесе «орлы»? Насколько трудно их искать, привлекать, мотивировать, ограничивать функционал?

— «Орлы» — птицы редкие. За все время работы я встречал лишь единицы таких людей. Есть положительные «орлы» — они выполняют свою задачу и идут дальше.

А есть люди, которые поставленную задачу выполнили, но, уходя, нанесли достаточно серьезный вред. Вот с такими людьми лучше не связываться: нет никакого смысла их переманивать, потому что заранее знаешь, чем все закончится.

Поэтому заранее соберите информацию на нанимаемого вами топа.

 «Орлы» должны драться, расширять горизонты, «рвать» конкурентов. Именно им доверяют самые боевые участки бизнеса.

— Когда компания только выходит на рынок, без таких людей не обойтись. Особенно они нужны, когда ресурсы — в том числе и кадровые — жестко ограничены.

В такой момент «орлы» способны принести весьма существенную пользу. Но когда бизнес вырастает до определенных размеров и компания приобретает четкую структуру, эти люди теряются, им становится сложно найти себе место. Кстати, как правило, все «орлы», с которыми я работал, это не москвичи, а выходцы из регионов.

 Сложно ли договариваться с «орлами»? Они держат слово?

— У них есть такая черта — всеми правдами и неправда доказать свою гениальность.

Иногда даже подтасовывают факты, только чтобы доказать — «я мегазвезда, компания без меня обойтись не сможет». Когда подтасовка всплывает, они оправдываются, иногда лгут. Очень, очень часто лукавят эти люди. Это их общая черта. Но, конечно, когда они видят свою выгоду, с ними можно договориться, и эти договоренности будут выполнены.

В 300 г. Диоклетиан разделил Римскую империю для «лучшего управления». Размер компании и масштабы бизнеса имеют значение для «орлов»?

— Им важны и масштабы задач, и размеры компании. Поэтому перед ними надо все время ставить новые амбициозные задачи. Ни в коем случае не взваливать на них рутинные проблемы и не давать почувствовать головой потолок.

Постоянно ли требуется для «орлов» новое поле боя, нужны ли им новые задания, ребусы?

— Они обязательно должны быть под контролем — иначе их неуемная энергия может привести к нежелательным результатам. Когда они под контролем, они могут сделать много хорошего для компании. Но тут важно нащупать границу.

Чтобы такого человека держать в постоянном тонусе, необходимо постоянно ставить ему новые цели, чередовать задачи, чтобы у «орла» не терялся интерес к работе, чтобы процесс всегда был творческим. Этот человек ни в коем случае не должен упираться головой в какой-либо потолок.

Почести, регалии, слава — как они соотносятся и воздействуют на «орлов»?

— Безумно чувствительны. Очень любят любые поощрения, даже намеки на поощрение не оставляют их равнодушными. Хотя в первую очередь они чувствительны к финансовому поощрению.

Поражения и неудачи закаляют «орлов» или подрезают им крылья?

— Неудачи, безусловно, этих людей только воодушевляют.

Что бы ни происходило, они ощущают себя лучшими, гениальными, великолепными мегазвездами. У них крайне слабо работает обратная связь.

Увольнять «орлов» небезопасно?

— Когда такому сотруднику становится неинтересно, он уже сидит просто так.

Есть среди них люди честные, которые говорят: «Ребят, ну все, мы все свои возможности в компании реализовали и хотим расти дальше. Хотим работать в Газпроме, «Нестле» или «Марсе». И спокойно уходят. А есть люди, которые определенной цели достигли и хотят сидеть на готовом. А так как они считают себя незаменимыми звездами и орлами, они иногда настолько уверены в своей значимости, что могут саботировать определенные направления работы и увольнять их приходится с конфликтом.

Кому, когда и как удается сколотить «стаю» из успешных «орлов»?

— Стая из орлов — такого не бывает. Численность таких птиц может быть высока в расчете на квадратный километр поверхности, но они не действуют вместе. Собраться вместе их заставляет богатая кормовая база на этой территории. Соответственно, в случае с людьми — высокая маржинальность бизнеса или его бурный рост. Но они не сотрудничают, не охотятся стаей и продолжают соперничать между собой.

Как чувствуют себя линейные сотрудники в подчинении у «орлов»?

— Эти люди считают себя на голову выше всех своих коллег. С сотрудниками общаются, но свысока, не принимая их замечаний (иногда вполне справедливых). Они всегда в первую очередь выстраивают вокруг себя иерархию — причем не только в рамках департамента, но и в структуре всей компании.

* Андрей Сорвачев, генеральный директор «Русской консервной компании».

Беседовала Наталья Матюшина

справка о компании

«Русская консервная компания» работает на рынке продуктов питания. Занимается производством и продажей плодоовощной консервации, варенья и конфитюров. На сегодняшний день компания предлагает продукцию трех торговых марок: «Маринадовъ», «Коллекция Ретро» и «Дар Богов». Сайт компании http://www.ruscan.ru/