На главную   Обратная связь
   


 
  О журнале     Архив номеров     Сделать стартовой   Добавить в избранное  
Забыли пароль?   Регистрация
 



  Поиск по сайту


НА ГЛАВНУЮ

ДЕЛОВЫЕ НОВОСТИ

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

ЖУРНАЛЫ

ЭКСПЕРТЫ

ТОП-ПЕРСОНЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ

КАПИТАНЫ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

ДЕЛОВОЙ КЛУБ УП

РЕГЛАМЕНТЫ УП

ВИДЕОЖУРНАЛ

НАШИ ПАРТНЕРЫ

КОНТАКТЫ

АНОНСЫ




Подпишитесь на рассылку
Адрес e-mail:

 

Ознакомительная подписка на журнал управление персоналом

Яндекс.Погода



Журнал "Управление персоналом" N41 2016 год





Капканы вашего бизнеса


Автор: Георгий Вартазарьян

В отличие от предыдущих статей, начну не издалека, а сразу по теме. В общем, попробую описать простыми словами всю силу технологий учета и управления, которые использовались в Советском Союзе. Причем опишу это в сравнении с технологиями, которые используются на Западе. От себя добавлю: мне наплевать на идеологии, американцев, деньги и многое прочее. Я понятия не имею, какой выбор делать «людям», чтобы правильно жить! Поэтому вооружившись знаниями, полученными из книг Советского Союза, опишу неоспоримое превосходство (конечно, на мой взгляд) наших технологий над западными. Ну и, конечно, максимально попробую исключить из своего описания философию, идеологию и прочую лабуду, не имеющую к экономике прямого отношения.

Итак:

1) Задача. У меня есть 2 цеха по изготовлению табуреток плюс административный блок (директор, замы, бухгалтеры, продавцы, уборщицы и пр.). Из цеха готовая табуретка выходит по себестоимости 4,5 рубля. Плюс 50 копеек — надбавка на оплату административного аппарата. Итого получается себестоимость 5 рублей. Мне предлагают продать табуретку по 4,7 рубля. Вопрос: Почему ВЫГОДНОЕ для меня предложение я отвергаю?

2) Задача. Я продавец обуви, из Китая ко мне идет фура (грузовая машина) с итальянской обувью. Фура загружена следующим образом: 20% очень ликвидный и ходовой товар (который я быстро и выгодно продам) и 80% ширпотреб (очень дешевый, но плохого качества). Вопрос: Как мне распределить стоимость доставки (оплату фуры) для добавления в себестоимость по видам товара?

Эти два ПРОСТЫХ вопроса за 20 лет я задавал сотням владельцев и управляющих бизнеса. И если на первый только ОДИН приблизительно назвал направление ответа, то на второй не ответил никто!

Все системы учета и управления, существующие в мире, содержат в себе только два «капкана», которые не позволяют мне как владельцу эффективно управлять своим бизнесом. Первый — это неправильное формирование себестоимости. Второй — «ручеек», когда 20% бизнеса настолько рентабельны, что их прибыль перекрывает убытки оставшихся 80%. Как только «ручеек» пересыхает (20%), весь, казалось бы, огромный бизнес рушится как карточный домик. Эта информация в той или иной степени содержится во всех учебниках по управлению всех стран мира. Но только в учебниках 70 — 80-х годов нашей страны она описана ПРЯМЫМ текстом! То есть ее описание идет от лозунгов, описанных выше, до уровня «табуреток». И именно это превращает ее из мировоззренческих заключений в реальный экономический механизм. Что в свою очередь однозначно гарантирует отсутствие непонятных людей, занимающихся какой-то там «балансировкой макроэкономики» или «таргетированием заякоренных коридоров инфляции». Просто потому, что нет смысла людям заниматься высшей математикой, если они не знакомы с арифметикой.

Итак, по порядку.

Влиять на финансовое состояние моего бизнеса я могу всего двумя способами. Первый: увеличивать скорость рентабельности. То есть, если я изготовил (купил) товар за 4,5 рублей и продал его за 4,7 рублей, я заработал 20 копеек. Но если я за то же время сделаю это дважды, то заработаю уже 40. Второй: снижать затраты, связанные с реализацией товара (уменьшать стоимость сырья, доставки, вводить новые станки, увеличивать квалификацию сотрудников и т.п.). Как только два способа сольются в один, мое предприятие будет «доживать». Поэтому ответ на первую задачу простой: я неправильно определил себестоимость. И, соответственно, попал в первый капкан! Почему «капкан»? Да потому, что отвергнутое выгодное для меня предложение (когда мой продавец отказал покупателю по 4,7) вообще не попадет в мою систему управления вовремя и, как следствие, уничтожит мой бизнес. О чем это я? Мои продавцы будут бегать по рынку, искать покупателя дороже 5 рублей. А я как хозяин буду думать, что у меня плохие продавцы. Табуретки больше никому не нужны и т.п. И я как хозяин вовремя не задумаюсь, а не слишком ли много у меня административного аппарата (возможно, мои замы, бухгалтеры и прочие каждое утро ездят на работу на такси за счет фирмы, аренда цехов очень дорогая и т.п.). В этот момент произойдет разрыв между мной как производителем и рынком (люди, которым нужны табуретки). 

2) Задача №2 РЕШЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ. Нужно быть идиотом, чтобы заказать огромную фуру для перевозки небольшого количества рентабельного для меня товара. Обе задачи я взял из своего личного опыта, которые мне многократно приходилось решать. В реальной жизни это выглядит, например, так: я заказал 4 фуры, но рентабельного товара оказалось больше на 20% еще одной фуры. И чтобы не гнать 5-ю фуру полупустой, я заполнил ее дешевым ширпотребом, который пусть немного, но копеечку принесет.

Вот так просто и понятно написано в наших старых советских книгах — как вести систему учета, чтобы владелец бизнеса мог принимать правильное решение. Сотни людей после такой фразы меня поднимали на смех. Смеясь мне в лицо, говорили: где ты в Советском Союзе видел владельца бизнеса? Где ты в советских учебниках видел рынок? На мои простые возражения, что лозунги «Каждый труд у нас в почете», «Сто дорог — одна твоя, выбирай любую», «От каждого по способностям, каждому — по труду» и многие прочие и есть «стань владельцем бизнеса». А беспрерывный и обязательный сбор статистики и нормативов и есть рынок. Смех плавно перетекал в истерику. Никакие возражения на моих собеседников не действовали. Наоборот, люди, которые занимались нормативами, рассказывали, как они эти нормативы завышали. Те немногие, которые все же соглашались посчитать процент завышения на конкретном примере, стыдливо опускали глаза, либо переходили на крик: «Кто ты такой, неуч?!» Никому и в голову до сих пор не приходит, зачем на всех советских предприятиях на постоянной основе, беспрерывно велся сбор статистики и нормативов. Почему на всех направлениях экономической деятельности обязательно существовали подразделения, занимающиеся комплектацией (строительство, производство и прочее), причем у всех этих подразделений обязательно был транспортный отдел. Зачем по всем направлениям работали тысячи научно-исследовательских институтов (НИИ). И почему до сих пор под словом «бюджет» люди, называющие себя сейчас экономистами, имеют в виду только расходную его часть (говоря проще, дайте денег, а я их поделю). 

Для того чтобы все встало на свои места, нам необходимо проделать следующее:

1) Взять человека, который утверждает, что понимает в экономике.

2) Дать ему в руки обычную табуретку и попросить назвать все составные части, необходимые ему для производства табуреток.

3) Попросить его управлять производством, используя два описанных выше рычага.

То, что будет происходить, позабавит всех людей вне зависимости от уровня экономических знаний. Нужно просто запретить использовать слова- паразиты, которые для обычного человека ничего не означают. И если до уровня «взять доску и выпилить ножки» кто-то дойдет, то до уровня «взять кусок металла, распилить, просверлить дырки, согнуть и покрасить, чтобы получить скобы крепежей», мне так ни разу дойти и не удалось. Про пластиковые панели даже не заикаюсь. Вот этот, казалось бы, бред безграмотного писателя, вроде меня, на самом деле покажет любому человеку, что главное в любом производстве это именно участие человека (труд). И даже если не удастся получить ответ в виде «куплю доски, железяки, распилю, просверлю и т.д.», а просто найму человека, который распилит и просверлит, то все равно на цифрах человек в формировании себестоимости будет на первом месте. Это и есть процесс подготовки экономистов в Советском Союзе.

Две стороны жизни — производитель и потребитель. Важно понимать, что производитель — это тот, кто производит то, что нужно каждому человеку — табуретку, например, а потребитель — это каждый человек в отдельности, который будет на этой табуретке сидеть. Только эти две стороны создают «РЫНОК». Нет и не может быть рынка сырья! Ну не нужно людям ведро нефти, кусок дерева или металла. Яркий пример — запрет на вывоз нефти из США. Нефть вывозить нельзя, а бензин и солярку вывози, сколько душа пожелает. Причем открытость дебатов в США по запрету вывоза нефти поражает. Просто покажите, кто в Америке за вывоз нефти и кто против и почему. У меня параллельное отношение к американцам как к стране. Но я безмерно уважаю их за отношение к труду. На мой взгляд, у них культ труда, в хорошем смысле слова. Но технологически они подготовлены плохо. И слабое звено как раз там, где есть понимание участия человека. Есть только одно мое утверждение, которое никогда не вызывало возражений. Я говорил: способов влиять на управление персоналом предприятия всего три:

1) Административный (не сделаешь — уволю).

2) Экономический (сделаешь — получишь премию).

3) Идея, «флаг» (яркий пример: зачем люди ехали на край света, например, строить БАМ).

У американцев:

1) Административный (не сделаешь — уволю).

2) Экономический (сделаешь — получишь премию).

3) «Американская мечта».

Однако вопрос, какой из способов правильный, приводит собеседника в ступор. Ответ банально прост: правильные все три! А настоящий руководитель — это тот, кто сможет в разное время применять все три.

Можно бесконечно рассуждать о том, что люди ехали на БАМ за деньгами или квартирами. Можно приводить бесчисленное множество американских писателей с насмешкой описывающих «американскую мечту». Можно восхищаться уровнем жизни американцев или рассуждать про «предателей» типа Пентковского, который и помог им этот уровень создать. Но лучше прочитать рассказ Антона Павловича Чехова «Без заглавия» и посмотреть одну из серий американского мультфильма «Симпсоны» про «саморегуляцию». И тогда люди, поехавшие за деньгами на БАМ, но решившие остаться там на всю жизнь, не покажутся вам странными. Билл Гейтс и Цукерберг, готовые оставить состояния стране, тоже не будут выглядеть необычно. Все эти люди решили стать частью чего-то большего.

Несколько месяцев назад по телевизору или в Интернете посмотрел диалог профессора МГУ (причем, по-моему, действующего) про экономику СССР. Услышал фразу: «монополия на импорт и экспорт». Встал и стоял 10 минут, не шевелясь. Не мог поверить своим ушам. Был бы женщиной (бабой) пустил бы слезу. Для тех, кто желает размышлять на тему «железного занавеса», можно расслабиться и дальше не читать. Остальным поясню, как все просто. Как сделать так, чтобы бензин в нашей стране соответствовал ЕВРО-5 по всей стране? Как сделать так, чтобы все нефтяные компании перешли на выпуск высококачественного бензина? Как заставить их вкладывать деньги в модернизацию своих предприятий, причем за счет отечественного оборудования? Издать указ, закон и прочее? Конечно, нет! Нужно просто запретить вывоз нефти, а оставить вывоз бензина и солярки. Как заставить нефтяные и газовые компании продавать ресурсы в стране за 1000 рублей, а не заграницей за $300, чтобы мы не оплачивали руководителей и владельцев «клещей — национальных достояний»? Да никак! Нужно просто пустить иностранцев на наш рынок, причем с рублями. И поверьте, желающих дойти до метро и купить картошку по 10 рублей, а не по 12 в магазине возле дома, будет много (как я описывал в предыдущих статьях). Скажу больше! Самая страшная «страшилка», которой нас пугают, это СВИФТ (SWIFT). Но что такое СВИФТ на самом деле? Это примитивное электронное устройство отправки простых текстовых сообщений. Для его изготовления необходимо два программиста и пару месяцев. Но как сделать так, чтобы весь мир начал пользоваться нашим «свифтом»? И ответ аналогичный — никак! До тех пор, пока на вашей территории нет рынка (места, где продают товары для людей), машинка по отправке бумажек, которые в любой момент нарисуют неучи, в обмен на бумажки, которые нарисуют руководители и владельцы «клещей — национальных достояний», никому не нужна! Дураков нет.

И в заключение хочу привести основной смысл экономического краха СССР, по мнению западных экономистов. Именно профессиональных экономистов, а не «подмастерьев» из нашей страны, которых позвали за рубеж и присвоили статусы профессоров, лучших экономистов и банкиров мира. Которые до сих пор искренне удивляются, почему позвали именно их, ведь заявок они не подавали. Так вот. Смысл краха — неконкурентоспособность нашей экономики. Проще: наши товары для людей хуже, чем их. И это действительно так! Но не потому, что мы не можем делать лучше, чем они, а потому, что с ними не конкурировали. И ярчайший пример — это наш военно-промышленный комплекс, который не является никаким драйвером экономики! Он является готовым товаром, который напрямую конкурирует с готовой продукцией, которая изготовляется на Западе. И выигрывает по своему качеству. Но даже этот продукт мы не продаем за рубли. 

Георгий Вартазарьян 

ПОДЕЛИТЬСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ:



 
Корзина:

Ваша корзина пуста










  О журнале | Архив номеров | Анонсы | Подписка
| Книжный магазин | Контакты | На главную страницу | Обратная связь

Обращаем Ваше внимание на то, что вся размещённая на сайте информация и реклама носит справочный характер и не является публичной офертой (Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть 1, Статья 437).
© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ - TP@TOP-PERSONAL.RU
 

   Яндекс.Метрика
© 2001-2018 Издательский дом
"Управление персоналом"