Образование, как и медицина, предполагает доверие. Интервью с А. Сеферяном

Автор: Интервью с А. Сеферяном

"Управление персоналом": МВА – это модно, все чаще слышим мы от участников всевозможных бизнес-конференций и семинаров. Что ожидают от обучения слушатели, можно ли их разделить на какие-то категории?

– Обучение по программе МВА проходят самые разные люди и мотивация, а соответственно, и ожидания у них самые разные.

Это может быть линейный менеджер, который понимает, что возможности его карьерного роста скоро будут исчерпаны, и чтобы получить новую должность, ему важно продемонстрировать свою неординарность, свое превосходство перед таким же сотрудником своей или другой компании. Именно тогда он задумывается о дополнительном обучении.

Это может быть начальник функционального подразделения, который понимает, что следующим его шагом может стать пост вице-президента или директора, и осознает, что только систематизированные знания дадут ему возможность выйти на серьезный уровень.

И третья категория – это высшие руководители, которые с точки зрения своего положения в обществе уже добились достаточно серьезных успехов, но им нужно продвигать свой бизнес, создавать новый, реструктурировать имеющийся. Для этого им тоже необходимы знания. Зачастую наем топ-менеджера может обойтись дороже, потому что топ-менеджеру надо будет квалифицированно поставить задачу, а руководитель иногда не способен это сделать в силу многих причин.

Все эти три категории задумываются, куда идти учиться, начинают смотреть сайты, журналы, листать газеты и натыкаются на одну большую проблему: огромное количество разнообразно плановой, порой взаимоисключающей информации о программах МВА. Либо конкретное учебное заведение хвалит себя и говорит, что они самые-самые, ничем не подтверждая этого, либо дается обзор, где часто недостаточно профессиональные корреспонденты, не знающие предмета, пытаются суммировать высказывания различных сотрудников тех или иных школ.

Дальше – больше. Человек вдруг выясняет, что нет просто программ МВА. Есть программы МВА дженералистские, со специализацией и есть программы Executive МВА. Везде говорится, что программа Executive МВА предназначена для топ-менеджеров. Но человек, занимающий среднюю менеджерскую должность, внутренне видит себя топ-менеджером и пытается тянуться к этой планке – он не всегда четко позиционирует себя. И у него появляется желание пойти учиться на эту программу, которая предназначена для «больших начальников», в надежде, что хэд-хантеры предложат работу, или в стремлении приобрести влиятельных друзей. И опять в умах неразбериха.

С этой точки зрения ситуация на рынке бизнес-образования неоднозначна и сложна. Ее очень трудно однопланово выявить, высветить и сказать, что хорошо, а что плохо. Никакой дополнительной информации не дают всевозможные рейтинги. Вообще к ним отношение должно быть очень осторожным, так как результаты рейтинга субъективны, часто спорны, потому что критерии могут быть подобраны (я скажу деликатно) специфичным образом. И даже рейтинги крупнейших изданий за рубежом тоже вызывают неоднозначную реакцию – просто они существуют достаточно долгое время, и вроде бы все к ним привыкли.

Когда человек встает перед вопросом, куда ему идти учиться, зачем это ему нужно, что это вообще даст ему по окончании, он начинает искать для себя ответы. Тем более что ему еще хотелось бы узнать, что внутри программы, как идет учебный процесс, правда ли, что приглашаются практикующие бизнесмены, действительно ли выдают учебники, будут ли тренинги и разборы кейсов или же это рекламный трюк, который делается для продвижения программы.
Мы пытаемся поступать относительно честно. Относительно потому, что не бывает полной открытости. Мы предлагаем нашим потенциальным клиентам посмотреть краткое описание программы, где не просто рассказывается о той или иной дисциплине, но и дается ее небольшая аннотация, есть информация о том, кто ведет дисциплину, учебный план. Есть возможность посетить учебное занятие. На проводимом ежегодно «Дне открытых дверей», можно задать любые, с вашей точки зрения, неудобные для нас вопросы, пообщаться с выпускниками. Более того, в ходе общения с ними выясняется, что не все было так замечательно. И это нормально, потому что все хорошо не бывает.

"Управление персоналом": Расскажите, пожалуйста, об основных различиях программ МВА и Executive МВА.

– Программы МВА стандартизированы согласно государственным требованиям к программам такого уровня. Эти требования едины как для программ МВА, так и для программ Еxecutive МВА. Более того, когда государственные требования составлялись, никто даже не задумывался о том, что в мире существуют еще программы Еxecutive МВА, поэтому юридического оформления они фактически не имеют. Выпускники этих программ получают абсолютно идентичный диплом.

Но существует серьезная разница между этими программами, которая заключается в том, что их целевая аудитория различна. Она определяется не столько их должностным положением, сколько тем кругом проблем, которые им приходится решать сегодня или которые им придется решать в ближайшей перспективе. В этой связи программа МВА направлена и на топ-менеджеров, и на собственников, но в первую очередь на людей, которые руководят функциональными подразделениями. Потому что круг вопросов, которые рассматриваются на программе МВА, более функциональный, более прикладной.

На нашей программе есть три специализации: управление персоналом, управление маркетингом и продажами и управление стоимостью компании. Тем самым наши слушатели помимо дженералистского подхода к проблемам управления получают еще и специализацию, углубленное понимание проблем маркетинга, проблем управления персоналом. Они не получают новой специальности, но с точки зрения дженералистского управления знают больше и глубже в области маркетинга.

Существует другая категория людей – первых лиц компании, топ-менеджеров, которые исходя из своего должностного положения принимают стратегические решения, влияющие на ход развития компании, создают новые направления, новые проекты. Для этих людей создана программа Еxecutive МВА «Стратегическое управление», которая направлена именно на развитие стратегического видения разрешения проблем компании или группы компаний. Поэтому все проблемы управления рассматриваются с точки зрения стратегического развития компании.
На самом деле спектр различий еще глубж
е. Во-первых, если средний возраст обучающихся на программах МВА – около 30–32 лет, то на программах Еxecutive МВА – 37–38 лет. Во-вторых, опыт работы. Существуют серьезные вступительные мероприятия для поступления на программы, и уже на этих вступительных экзаменах подход различен. И тем и другим поступающим нужно заполнить анкету. Но на программу Еxecutive МВА анкета более подробная. И тем и другим нужно принести рекомендательное письмо, но на программу МВА достаточно одной рекомендации от непосредственного начальника, а на программу Еxecutive МВА необходимо два рекомендательных письма. Заранее оговаривается, что эти рекомендации не могут быть от руководителя или от такого же топ-менеджера. Они должны быть от партнеров, от людей, которые подтверждают вашу мотивацию к обучению.

Поступающие на обе программы пишут эссе. Но если на программе МВА эссе более общо и рассчитано на то, что человек показывает вообще способность систематизировать, то на программе Еxecutive МВА тематика эссе более глобальна, она дает нам возможность представить, насколько широко и системно мыслит человек, как он умеет излагать свои мысли и доносить их до собеседника.

При приеме на программу Executive МВА обязательно проводится персональное интервью, через которое мы пытаемся выяснить, серьезна ли мотивация, знакомимся с трудовой биографией, выясняем, какое учебное заведение человек окончил, чем он занимается сегодня, какие у него достижения. Просьба рассказать о достижениях, которыми человек гордится, обычно вызывает странное отношение. Все говорят, что ничего такого они не совершали. Образ достижения – это что-то героическое. Они не понимают, что запуск нового проекта, продвижение нового продукта – это тоже серьезные достижения. Человек должен уметь гордиться этим и преподнести свой успех как достижение.

Серьезные отличия есть и в требованиях к опыту работы. Если на программе МВА государственный стандарт предполагает два года обязательного стажа и нет условия о наличии управленческого стажа, то на программе Еxecutive МВА обязательное условие – 5 лет управленческого стажа, соответственно, это 7–8 лет общего стажа. Как правило, слушатели имеют общий стаж порядка 12–14 лет, а управленческий – около 7–8 лет. И поверьте, этот стаж реален, здесь четко прослеживается, действительно ли был управленческий опыт или человек управлял двумя людьми на маленьком проекте и в компании, которую сам же создал, что вряд ли может ассоциироваться с программами Еxecutive МВА.

И последнее – это вступительное тестирование, вступительный экзамен в форме кейса. Но если кейс на программе МВА предполагает разбор ситуации для дженералистской программы, то на программе Еxecutive МВА этот кейс, естественно, посвящен стратегии.

Обе программы равнозначны, обе программы хороши. Мы их не сопоставляем, не ранжируем. Мы говорим, что каждый человек, исходя из своих потребностей, исходя из того положения, которое он сегодня занимает, и перспектив своего развития сам должен выбрать ту программу, которая наиболее полно удовлетворяет его сегодняшним и завтрашним потребностям. Поэтому мы всегда говорили и говорим: и на той и на другой программе преподают самые лучшие преподаватели, нет никакого ущемления прав, и те и другие получают в принципе одни и те же дисциплины и учебно-методические материалы, только акценты делаются чуть-чуть различные.

В этой связи хотелось бы сказать еще об одном серьезном отличии программы Еxecutive МВА. Это большой процент практики, много тренингов и разборов конкретных ситуаций. Могу назвать цифры. На программах МВА и Еxecutive МВА в ходе двухгодичного обучения разбирается более 200 кейсов и проводится более 5–7 тренингов. Цифры не конечны, они меняются в ходе программ.

Исходя из целевой аудитории можно выделить три группы преподавателей. Первая – это самые лучшие академические преподаватели, чья задача – дать теоретическую базу, без которой дальше продвигаться нельзя. И они серьезно к этому подходят. Это не значит, что у них сплошная теория и цитаты из книг. В их курсах тоже много кейсов, разборов различных ситуаций, но основная идеология – это фундаментальные знания.
Потом начинаются дисциплины профессионального характера, где основную нагрузку на себя принимают преподаватели, имеющие еще и большой опыт консалтинга. Они хорошо представляют, что происходит на предприятии, и вместе с тем зачастую являются профессиональными преподавателями, умеющими правильно структурировать и систематизировать материал. Сплав получается великолепный.

Третья группа преподавателей – это практики. Здесь тоже существует две категории занятий. Первая – практик читает курс 10–16 часов и рассказывает, допустим, о маркетинге, о брендинге, о технологиях управления персоналом и т. д. Это не профессиональный преподаватель, но у него есть божий дар: он может рассказать о своих достижениях.

Есть еще одна небольшая группа людей, которые ведут мастер-классы. Обычно это люди, которые добились серьезных успехов на поприще бизнеса. Это люди значимые, узнаваемые. Чтобы было понятно, о ком идет речь, могу назвать Бориса Щербакова, президента «Oracle – Россия», Сергея Литовченко, исполнительного директора Ассоциации менеджеров России, Елену Митькину – до недавнего времени она была в «УралСибе», сейчас занимается консалтингом, Ирину Кибину, Руслана Ильясова, Игоря Манна, известного специалиста в области маркетинга. Такие люди обычно приходят к нам на 4–8 часов, но это мастер-класс, это действительно передача уникального опыта, который никогда, ни при каких условиях не будет прописан ни в одном учебнике; он не успеет быть прописан, потому что все меняется. Эти люди приходят в аудиторию с тем, чтобы поделиться тонкостями ведения бизнеса на высшем уровне с равными себе. Такого рода мастер-классы являются серьезным подспорьем в области ведения самой программы.