Реструктуризация персонала предприятия. Ю. Иванов, Е. Гаврилова, А. Асмолов.

Автор: Ю. Иванов, Е. Гаврилова, А. Асмолов

За последние 4–5 лет на российских предприятиях немало сделано в области восстановления нормальной организации и стимулирования труда. На многих предприятиях, в первую очередь топливно-энергетического комплекса, проведена реструктуризация: численность персонала приведена в соответствие с необходимой для ведения технологического процесса, началось обновление нормативной базы по труду, разрабатываются и внедряются новые, более эффективные системы стимулирования труда. Конечно, сделать предстоит еще очень многое, но динамика в области организации труда на этих предприятиях очевидна. На предприятиях других отраслей сложилась худшая ситуация. Изучение этой ситуации рождает у специалиста в области организации труда персонала одни и те же вопросы:
1. Почему на многих российских предприятиях имеется излишний персонал?
2. Почему в области управления предприятиями и компаниями сегодня преобладают отделы небольшой численности (2–3 человека) и количество начальников резко выросло?
3. Почему в основных цехах многих российских предприятий по-прежнему много ремонтных рабочих?

Примером постановки и решения возникших вопросов в области организации труда персонала является предприятие стекольной отрасли промышленности на Северном Кавказе. В 1999 г. это предприятие прошло процедуру банкротства и более пяти лет не работало. В настоящее время предприятие приобрело нового хозяина и находится в стадии восстановления производства. Часть оборудования монтируется, часть налаживается, часть работает. За первое полугодие 2005 г. использование проектной мощности оборудования составило:
– по цеху стеклотары – 21,6%;
– по цеху термостекла – 14%;
– по цеху оконного стекла – 0%.

Предполагается вывести все оборудование на полную проектную мощность с IV квартала 2005 г.

В частности, в структуре аппарата управления предусмотрено большое количество (четырнадцать) маленьких отделов с составом 2–4 человека. Подобная схема имеет два недостатка:

1. Большое число руководителей и малое число исполнителей. В советской практике управления отдел создавался, как правило, при численности сотрудников не менее 10 чел. Сегодня создание таких больших отделов на малых и средних предприятиях неэффективно и нереально, но все же следует стремиться к числу работников отдела не менее 4–5 человек.

2. Ухудшается прохождение и обмен информацией между отделами. Практика управления показывает, что большая часть информации циркулирует внутри отделов, в другие отделы передается ее незначительная часть; на границах отделов возникают барьеры прохождения информации. Это увеличивает время прохождения информации и ухудшает управляемость предприятия.