Ю. В. Нефедов
При ответе на вопрос «Почему?» нужно определиться с тем, что нам важнее: просто ответить или узнать истинную причину. Например, если спросить «Почему затонул «Титаник»?», можно получить уверенный ответ: «Потому что он столкнулся с айсбергом!» В действительности же причина в том, что экипаж не умел использовать 2 винта для целей маневрирования, и в том, что сталь обшивки борта была очень хрупкой – с повышенным содержанием серы…
Рассмотрим несколько простых, но емких эпизодов, с которыми мы нередко сталкиваемся в жизни:
- повар плюет в блюдо, которое официант собирается нести в зал;
- сотрудник «подставляет» коллегу, чтобы получить повышение;
- продавец лжет клиенту, чтобы продать наконец устаревшую модель;
- руководитель устроил взбучку всему отделу за плохую дисциплину и в середине дня уехал в ресторан на неформальную встречу.
В ответ на каждый из вопросов о причине можно, конечно, ссылаться на воспитание, характер, «человеческий фактор», российский менталитет и неблагоприятный гороскоп вкупе с глобальным потеплением. Но если мы хотим докопаться до истины, то должны признать: эти ситуации произошли, потому что они МОГЛИ произойти. Практически никогда мы не можем обнаружить ничьих усилий, направленных на то, чтобы подобных ситуаций в организации не происходило никогда. Вместо этого мы привыкли быть свидетелями решения других вопросов: «Как привлечь клиентов?», «Как сэкономить на зарплате?», «Как снизить воровство?» и т. д. Но не выживет ни одна организация, в основе которой лежат страх или жадность.
К счастью, не все так плохо. У нас есть эффективные модели взаимодействия свободных людей. Ежедневно несколько миллионов машин выезжают на улицы городов России. Если абстрактно сформулировать задачу по управлению ими, она поначалу кажется неразрешимой. Шутка ли – каждый двигается, куда хочет, по относительно узким дорогам, траектории постоянно пересекаются. Однако на дорогах сохраняется равновесие благодаря правилам дорожного движения.
Продолжение читайте в печатной версии журнала
Гарантированные адреса розничной продажи журнала "Управление персоналом" (г. Москва)