А что же прибыль? Как мы сказали, она не является целью компании, но является целью менеджмента компании. Поскольку отражает не только способность удовлетворить запросы клиента, но и удовлетворить их с минимальными издержками. С. Мясоедов

Сергей Мясоедов, ректор ИБДА (IBS-Moscow) Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, профессор, вице-президент РАБО

 

Старая шутка гласит: «Если вы проснулись и у вас ничего не болит, значит, вы умерли». Недавно от одного из менеджеров мы услышали другой ее вариант. «Если вам удалось упорядочить работу и срочных проблем стало меньше, компания идет к банкротству». В шутке много правды. Любая растущая компания – живой организм. И она нескончаемо плодит проблемы, требуя их незамедлительного решения.

 

Как добиться, чтобы помимо работы было время для семьи, друзей, отдыха? Где найти заместителей, которым можно делегировать часть ответственности? Какие черты характера и стиля руководства надо развивать, чтобы руководить эффективнее? Нам представляется, что ответы на эти и многие подобные вопросы помогает получить методология доктора Ицхака Адизеса. Книги по менеджменту и организационному развитию этого известного ученого и консультанта в ближайшее время выходят в свет сразу в нескольких российских издательствах.

 

 

1. Ваша компания быстро растет…

Ваша компания растет. Это не может не радовать. Одновременно вы чувствуете, что на решение всех проблем вас уже не хватает. Попытки еще более уплотнить время не дают результата. Время на отдых, друзей и семью сведено к минимуму. Резервов – нет. Работа с интенсивностью «белки в колесе» порождает полосы депрессивного настроения. Все чаще вы задумываетесь, на что уходит жизнь. Ваши заместители, как старые, так и недавно нанятые, не решают проблем целиком. Вам все время приходится вмешиваться и что-то корректировать. Очевидно, что в стиле менеджмента, в самом себе и в своем окружении необходимо что-то менять. Неясно только, что именно, как и в какой последовательности.

Описанная ситуация знакома многим не понаслышке. В поисках выхода мы обращаемся к управленческой науке, пытаясь понять, как стать идеальным менеджером и лидером. Однако чтение книг также не улучшает настроения. Из них выяснятся, что для успеха менеджер должен одновременно обладать множеством качеств:

 

  • способностью постоянно заботиться об интересах клиентов и имидже компании, быть готовым неустанно работать в этом направлении;

 

  • быть отличным администратором, т. е. уметь рационально организовать, упорядочить, систематизировать работу подчиненных, наладить строгую и своевременную финансовую отчетность и контроль;

 

  • быть «впередсмотрящим», креативным и предприимчивым. То есть иметь стратегическое видение, врожденное чувство инноватики, готовность к риску, способность к неординарным решениям и видению перспективы;

 

  • быть творцом принципов сильной корпоративной культуры, воспитателем коллектива, опытным антикризисным управляющим, вдумчивым отцом-интегратором, харизматическим вдохновителем командной работы во имя корпоративных целей. После этого остается пожелать, чтобы еще за спиной у нас выросли крылышки.
  • Базовая посылка теории Ицхака Адизеса является неожиданно простой: менеджеров, обладающих всеми перечисленными качествами, в природе не существует и существовать не может. Ибо, как говорил известный чеховский персонаж: «Не может быть, потому что не может быть никогда!». И, следовательно, бессмысленно загонять себя в тупик, стремясь объять необъятное.

 

Однако для того, чтобы компания успешно развивалась, в ее руководстве все эти качества должны быть широко представлены. Ибо для успешного руководства в менеджменте компании всегда должны присутствовать четыре типа руководителей, обладающих четырьмя дополняющими друг друга управленческими компетенциями. Их синергетическое сочетание подпитывает растущую компанию, как витамины – живой организм. За это их часто называют «четырьмя витаминами управления» Ицхака Адизеса.

 

Поиск на сайте www.top-personal.ru

Продолжение читайте в печатной версии журнала

Гарантированные адреса розничной продажи журнала "Управление персоналом" (г. Москва)