Порядок проведения проверок организаций строительного комплекса и обжалования постановлений о привлечении к ответственности за административные правонарушения

Автор: Козлов А. Г.

Порядок проведения проверок организаций строительного комплекса и обжалования постановлений о привлечении к ответственности за административные правонарушения

Козлов Алексей Геннадьевич,e-mail: gk-vektor.kozlov@yandex.ru
начальник юридической группы ООО «Группа компаний ВЕКТОР-КОНСАЛТ»

Может показаться, что законодатель довольно­таки лояльно относится к административным правонарушениям строительных организаций.

Все­таки ответственность за нарушения требований нормативных документов, порядка подготовки и проведения строительных работ предусмотрена лишь несколькими
статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Но это мнение является ошибочным: помимо массы региональных и ведомственных нормативных актов, предусматривающих административную ответственность в области строительства, еще и федеральное законодательство предполагает такой «нехороший» вид ответственности, как административное приостановление деятельности (не говоря о значительных денежных штрафах).

Нарушение же сроков выполнения работ вследствие приостановления деятельности может вылиться подрядчику в колоссальные денежные штрафы и пени перед заказчиком строительства.

Но даже нарушение законодательства организациями – это еще не все.

В неформальных беседах с сотрудниками надзорных органов неоднократно приходилось слышать, что такой показатель как «план» еще никто не отменял. А по факту выполнения «плана» у нас в стране часто судят и о качестве работы чиновника. Если же «план» по привлечению к административной ответственности не выполнен, а нарушений у организации нет, то их можно и придумать.

Как противостоять контрольным органам при проведении проверок, какие права и обязанности есть у организаций и «контролеров», а также по каким основаниям можно обжаловать решения органов государственной власти о привлечении к административной ответственности? На эти и другие вопросы мы попытаемся найти ответы в нашей статье.

1. Порядок назначения проверки

Во­первых, необходимо уяснить, что порядок проведения проверки, составления протокола об административном правонарушении, иных протоколов и документов, привлечение к ответственности – строго регламентированы законодательством. Несоблюдение порядка проведения проверки и оформления ее результатов влечет прекращение дела, либо отмену постановления об административных правонарушениях, поэтому ответственные лица строительных организаций должны если не знать, то хотя бы иметь представление о своих правах, обязанностях и действиях.

Как не прискорбно признавать, но принятый Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294­ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» пока не стал помощником для «строителей». Согласно п. 4 ст. 1 данного Закона положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по проведению государственного строительного надзора, а устанавливаются другим федеральным законом, а именно Градостроительным кодексом Российской Федерацииb. Данные указания подтверждаются судебной практикойc.

Очередная дата, с которой должны вступить в силу нормы Закона о защите прав юридических лиц при проведении проверок строительных организаций, назначена на 1 июля 2011 г. и только в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения (ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294­ФЗ).

Государственный строительный надзор в Российской Федерации осуществляется в форме проверок. Проверки проводятся на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора в соответствии с программой проверок, а внеплановые в случае: получения извещений о сроках завершения работ, которые подлежат проверкеd, о возникновении аварийных ситуаций на объектеe, а также обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Программа проведения плановых проверок составляется в 2 экземплярах, из которых первый остается в деле органа государственного строительного надзора, второй направляется (вручается) застройщику или заказчику. При этом необходимо учесть, что факт невручения программы проверок проверяемой организации не влияет ни на квалификацию ее действий, ни на основания проведения проверок уполномоченным органом. Кроме того, как указывают суды, само по себе отсутствие программы проверки не свидетельствует о том, что органом, осуществляющим государственный строительный надзор, не должна осуществляться обязанность по выполнению возложенных на него функций по контролю за строящимся объектом.

Предметом государственного строительного надзора является проверка:

а)  соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документацииf;

б)  наличия разрешения на строительство;

в)  выполнения требований ч. 2 (наличие выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства) и ч. 3 (соответствие привлеченных заказчиком (застройщиком, подрядчиком) третьих лиц требованиям, предъявляемым для выполнения определенных видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства) ст. 52 Градостроительного кодекса РФ.

Данный перечень является закрытым и не подлежит расширенному толкованию.

Перед началом проверки, но не позднее, чем за 3 рабочих дня до ее проведения, должностное лицо органа государственного строительного надзора уведомляет застройщика или заказчика о проведении проверки посредством телефонной, факсимильной или электронной связи.

Полная версия статьи в печатной версии журнала "Административное право " или через 3 месяца на сайте.