Комментарий к новости о предложении главы Федеральной миграционной службы РФ Константина Ромодановского лишать граждан регистрации по месту жительства при их фактическом отсутствии в течение трех месяцев и о розыске таких граждан миграционной службой

Автор: Зоя Вешкурцева

Зоя Вешкурцева

Комментарий к новости о возбуждении в отношении Нины Беляевой, жительницы Воронежа, дела об агитации против кандидата в президенты России Владимира Путина.

В новости сообщается, что в отношении Нины Беляевой, жительницы Воронежа, возбуждено дело об агитации против кандидата в президенты России Владимира Путина, в связи с тем что Н. Беляева разместила на своей странице в социальной сети обращение с призывом голосовать против Путина на предстоящих 4 марта выборах.

Для того чтобы ориентироваться в данной ситуации, обратимся к действующему законодательству, в частности к Конституции Российской Федерации, Уголовному кодексу Российской Федерации (далее — УК РФ), Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), к Федеральному закону от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (далее — ФЗ № 19-ФЗ), где на этот счет имеется несколько статей, которые в такой ситуации следует анализировать ч. 3 ст. 17, ст. 21, ч. 1, 2, 3 ст. 29, ч. 1 ст. 49 Конституции Российской Федерации, ст. 141–142.1., 319 УК РФ, ст. 5.1.–5.25., ст. 5.60., ст. 5.61. КоАП РФ, ст. 49, 55 ФЗ № 19-ФЗ.
Что следует учитывать при анализе данной ситуации?

Прежде всего это основополагающие конституционные права и принципы:

— осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17);
— достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (ч. 1 ст. 21);
— каждому гарантируется свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29);
— не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29);
— никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (ч. 3 ст. 29);
— каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49).

Исходя из этого, следует внимательно относиться к тому, чтобы при выражении своих убеждений не допускалось нарушения прав других лиц. Иначе это может быть расценено как соответствующее преступление или правонарушение.


Так, конечно, во избежание нарушения Конституции РФ следует не допускать оскорблений, в частности оскорбления представителя власти, за что предусмотрено уголовное наказание в соответствии со ст. 319 УК РФ — публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, что наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Кроме того, действующее законодательство расценивает как правонарушение клевету, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, в том числе клевету, содержащуюся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации (ч. 1, ч. 2 ст. 5.60 КоАП РФ); и оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, в том числе оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации (5.61 КоАП РФ).

За нарушение избирательных прав и избирательного законодательства предусмотрено наказание по ст.141–142.1. УК РФ, а также ст. 5.1.–5.25. КоАП РФ.
Теперь коснемся непосредственно того, что может вменяться в вину Н. Беляевой.

По всей видимости, это может быть ст. 5.12. КоАП РФ, которая предусматривает наказание за изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах.

Данная статья КоАП РФ очень объемна и содержит две части. К рассматриваемому случаю может относиться первая часть данной статьи.
Часть 1 ст. 5.12. КоАП РФ предусматривает, что изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, не содержащих установленной федеральным законом информации об их тираже, дате выпуска, об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, о наименовании, юридическом адресе и об идентификационном номере налогоплательщика организации либо о фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства лица, изготовивших эти печатные или аудиовизуальные агитационные материалы, а также о наименовании организации либо о фамилии, об имени, отчестве лица, заказавших изготовление этих печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, изготовление печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, в которых перечисленные данные указаны неверно, изготовление или распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, содержащих коммерческую рекламу, либо без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов без предоставления их экземпляра (копии) либо фотографии в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума вместе со сведениями о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы, а равно распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований закона к использованию в них изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Для того чтобы определить, могут ли подпадать действия физического лица под диспозицию ч. 1 ст. 5.12. КоАП РФ, следует уточнить, что понимается под изготовлением и распространением агитационных материалов, что такое предвыборная агитация и какими законными способами предвыборная агитация может проходить.

Этот вопрос отражен, в частности, в ст. 55 ФЗ № 19-ФЗ, регулирующей условия выпуска и распространения предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, и в которой указывается, что:

— кандидаты вправе беспрепятственно выпускать и распространять предвыборные печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 1);

— все предвыборные печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя и отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов, сведения об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда (п. 2);

— экземпляры предвыборных печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации либо в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, на территориях которых будут распространяться эти материалы. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы (п. 3);

— запрещается изготовление предвыборных агитационных материалов без предварительной оплаты из соответствующего избирательного фонда и с нарушением требований, установленных пунктами 2 и 4 настоящей статьи (п. 5);

— запрещается распространение предвыборных агитационных материалов с нарушением требований, установленных вышеуказанным пунктом 3 статьи 55, пунктом 7 статьи 49 ФЗ № 19-ФЗ (п. 6);

— органы местного самоуправления по предложению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или территориальной избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить и оборудовать на территории каждого избирательного участка специальные места для размещения предвыборных печатных агитационных материалов. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной на них информацией. Зарегистрированным кандидатам должна быть выделена равная площадь для размещения предвыборных печатных агитационных материалов. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов избирательных комиссий и предвыборных печатных агитационных материалов кандидатов. Кандидаты вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии список мест, выделенных для размещения предвыборных печатных агитационных материалов (п. 7);

— в случаях, не предусмотренных пунктом 7 ст. 55 ФЗ № 19-ФЗ, предвыборные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение предвыборных агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности или в собственности организации, имеющей в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации, производится на равных условиях для всех зарегистрированных кандидатов. При этом за размещение предвыборных агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается (п. 8);

— запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) предвыборные печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них (п. 9);

— организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы (оказывающие услуги) по изготовлению предвыборных печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам равные условия оплаты изготовления этих материалов. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ (услуг) указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению предвыборных печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации и в тот же срок представлены в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации либо избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрирована эта организация, зарегистрирован индивидуальный предприниматель. Организации, индивидуальные предприниматели, не выполнившие данных требований, не вправе осуществлять работы (оказывать услуги) по изготовлению указанных материалов (п. 11);

— избирательная комиссия, поставленная в известность об изготовлении и о распространении подложных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов либо о распространении указанных агитационных материалов с нарушением требований пунктов 2–4, 8, 9 и 11 ст. 55 ФЗ № 19-ФЗ, принимает соответствующие меры и вправе обратиться в правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных предвыборных агитационных материалов (п. 12);
— положения ст. 55 ФЗ № 19-ФЗ не применяются в отношении предвыборных агитационных материалов, распространяемых в соответствии со статьями 52 (проведение предвыборной агитации через телевидение и радио) и 53 (проведение предвыборной агитации через периодические печатные издания) (п. 13).

Вопрос о том, что считается предвыборной агитацией, отражен, в частности, в ст. 49 ФЗ № 19-ФЗ, согласно которой в период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются (п. 1 ст. 49 ФЗ № 19-ФЗ):

1) призывы голосовать за или против кандидата (кандидатов);

2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, какой-либо политической партии, выдвинувшей кандидата, в частности указание, за какого кандидата будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 47 ФЗ № 19-ФЗ);

3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата;

4) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, к которой принадлежит данный кандидат, политической партии, выдвинувшей кандидата.

Далее закон устанавливает, что предвыборная агитация может проводиться (п. 2 ст. 49 ФЗ № 19-ФЗ):

1) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
4) иными не запрещенными законом методами.

Таким образом, исходя из пп. 1 п. 1 ст. 49 ФЗ № 19-ФЗ, призыв Н. Беляевой голосовать против кандидата В. Путина в период проведения избирательной кампании в силу данной статьи признается предвыборной агитацией.

Как следует из пп. 1–4 п. 2 ст. 49 ФЗ № 19-ФЗ, данная предвыборная агитация может проводиться посредством указанных в данном пункте способов и методов.

Дальше, к сожалению, можно вести рассуждения только в предположительном ключе.

Если считать, что предвыборная агитация Н. Беляевой, а именно — размещение своего обращения на страничке в социальной сети «ВКонтакте» в сети Инернет, была проведена «иным не запрещенным способом» с учетом реализации Н. Беляевой своих конституционных прав (ч. 1, ч. 3 ст. 29 Конституции Российской Федерации), то ст. 55 ФЗ № 19-ФЗ, регулирующая условия выпуска и распространения предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, на способ, указанный пп. 4 п. 2 ст. 49 ФЗ № 19-ФЗ, не распространяется, и, соответственно, ч. 1 ст. 5.12. КоАП РФ к Н. Беляевой применена быть не может.

В пользу этого мнения выступает в частности и то, что п. 1 ст. 55 ФЗ № 19-ФЗ указывает в качестве субъекта выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов именно кандидата в президенты, и, соответственно, все условия выпуска, оплаты, размещения и т. п. должны касаться именно кандидата в президенты, его предвыборного штаба и т. д.