Борьба с коррупцией. Новые нормы в законодательстве

Автор: Зоя Вешкурцева

В последние годы мы слышим все больше сообщений о борьбе с коррупцией. Этому вопросу уделяется повышенное внимание средств массовой информации, и, по сути, эта тема в последний год стала одной из приоритетных задач государства.

В настоящей статье попытаемся проанализировать основы антикоррупционной борьбы.

Следует отметить, что ориентировочно с 2006–2007 годов Российская Федерация начала предпринимать более-менее явные меры, направленные на борьбу с коррупцией. Начало законодательной деятельности в этом направлении связано с ратификацией Российской Федерацией двух международных конвенций: «Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» и «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции».

Далее в нижеуказанной таблице приведены ссылки на основные законодательные, нормативные и иные документы, касающиеся вопроса борьбы с коррупцией. Также в данной таблице дано краткое содержание и основные положения указанных документов:

 

Название

Дата, номер

Существо, основные положения, цель и т. п.

1

«Конвенция
об уголовной ответственности за коррупцию»
(заключена в г. Страсбурге)

27.01.1999

Каждая из сторон, подписавших конвенцию, принимает законодательные и иные меры, направленные на борьбу с коррупцией.

2

Федеральный закон
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

от 07.08.2001
№ 115-ФЗ
(ред. от 03.12.2012)

Вводит обязанность уполномоченного органа предоставлять имеющуюся у него информацию определенным в перечне руководителям федеральных государственных органов (8.1.).

3

«Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции»
(принята в г. Нью-Йорке Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН)

31.10.2003

Предусматривает содействие принятию и укрепление мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней, международное сотрудничество в этой области.

4

Федеральный закон
«О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»

от 08.03.2006
№ 40-ФЗ

Ратификация РФ «Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» (с отдельным заявлением РФ). Закон вступил в силу 21.03.2006.

5

Федеральный закон
«О ратификации Конвенции об уголовной ответственности»

от 25.07.2006
125-ФЗ

Ратификация РФ «Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию».
Закон вступил в силу 28.07.2006.

6

Постановление
Правительства РФ
«О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы»

от 21.09.2006
№ 583
(ред. от 01.11.2012)

Утверждена целевая программа. Поставленная задача – обеспечение открытости и прозрачности правосудия.
Предусмотрены мероприятия:
– создание электронного архива;
– создание электронного обеспечения правосудия.
Предусмотрено строительство зданий для судов, для службы судебных приставов.

7

«Национальный план противодействия коррупции на 2010–2011 годы «
утв. Президентом РФ

от 31.07.2008
№ Пр-1568
(ред. от 14.01.2011)

Утвержден Национальный план противодействия коррупции.

8

Указ Президента РФ
«О мерах по противодействию коррупции»

от 19.05.2008
№ 815
(ред. от 28.07.2012)

Образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (п. 1).

9

Федеральный закон
«О противодействии коррупции»

от 25.12.2008
№ 273-ФЗ

Определено:
– основные понятия (ст. 1);
– основные принципы (ст. 3);
– обязанность предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 8) и расходах (ст. 8.1.);
– ссылка на ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения (ст. 13);
– обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции (ст. 13.3);
– ссылка на ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения (ст. 14).

10

Указ Президента РФ
«О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»

от 18.05.2009
№ 559 (ред. от 13.03.2012)

Утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

11

Федеральный закон
«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

от 17.07.2009
№ 172-ФЗ (ред. от 21.11.2011)

Определено:
– основные принципы организации антикоррупционной экспертизы;
– органы, которыми проводится антикоррупционная экспертиза;
– меры, которые должны приниматься в связи с выявлением коррупционных факторов;
– в установленном порядке институты гражданского общества и граждане могут проводить независимую антикоррупционную экспертизу.

12

Указ Президента РФ
«О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»

от 21.09.2009
№ 1065 (ред. от 13.03.2012)

Утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.

13

Указ Президента РФ
«О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации»

от 21.09.2009
№ 1066 (ред. от 13.03.2012)

Утверждено Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

14

Приказ ФНС РФ
«Об утверждении Методических рекомендаций по выявлению налоговыми органами коррупционных преступлений»

от 31.12.2009
№ ММ-7-4/737@

Определяется содержание работы по выявлению коррупционных преступлений, совершенных федеральными государственными гражданскими служащими налоговых органов или лицами налоговых органов, должности которых не включены в перечень должностей федеральной государственной гражданской службы.

15

Постановление
Правительства РФ
«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

от 26.02.2010
№ 96

Утверждены:
– Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
– Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

16

Указ Президента РФ
«О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы»

от 13.04.2010
№ 460 (ред. от 13.03.2012)

Утверждена национальная стратегия противодействия коррупции. Определены:
– цели и задачи,
– основные принципы,
– основные направления реализации,
– механизм реализации.

17

Федеральный закон
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»

от 21.11.2011
№ 329-ФЗ

Внесены изменения:
– в статью 26 (банковская тайна) Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
– закон Российской Федерации от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» дополнен ст. 7.1.;
– в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»;
– в Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1;
– в статью 10 Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
– в статью 7 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
– в статью 1081 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации;
– в статью 290 Уголовного кодекса Российской Федерации;
– в Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;
– в пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
– в Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
– в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации;
– в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
– в статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
– в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 19.29., ч. 1 ст. 28.7);
– в Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 64.1.);
– в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
– в Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»;
– в Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
– в Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
– в Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
– в Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»;
– в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».

18

Федеральный закон
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе»

от 06.12.2011
№ 395-ФЗ

Определено: цели ротации и перечень должностей, по которым предусмотрена ротация (п. 7 ст. 2).

19

Указ Президента РФ
«О Национальном плане противодействия коррупции на 2012–2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»

от 13.03.2012
№ 297

Утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2012–2013 годы, в котором предусмотрено:
– Правительству РФ и президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции – провести работу по выявлению случаев конфликта интересов;
– обеспечить контроль за целевой программой «Развитие судебной системы на 2007–2012»,
– подготовить методологические рекомендации по вопросам противодействия коррупции;
– Президиуму Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции поручено дать разъяснения по применению актов по антикоррупционной тематике;
– руководители федеральных органов исполнительной власти и иных органов должны усилить работу по профилактике правонарушений, внести в платы изменения, связанные с антикоррупционными мероприятиями;
– Верховному Суду РФ рекомендовано организовать работу по изучению практики применения судами антикоррупционного законодательства.

20

Методические указания Минздравсоцразвития России
«Организация антикоррупционного обучения федеральных государственных служащих»

от 10.05.2012
(одобрены Аппаратом Правительства РФ)

Касается порядка размещения государственного заказа на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации федеральных государственных служащих.

21

Приказ Минюста России
«Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации»

от 27.07.2012
№ 146
(Заре-гистри-ровано в Минюсте России 02.08.2012
№ 25085)

Утвержден соответствующий Административный регламент.

22

Приказ Минюста России
«Об утверждении Порядка ведения государственного реестра независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации»

от 26.04.2012
№ 66
(Зарегистри-ровано в Минюсте России 21.05.2012
№ 24270)

Утвержден Порядок ведения государственного реестра независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

23

Указ Президента РФ
«Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и состава президиума этого Совета»

от 28.07.2012
№ 1060

Утверждены состав Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и состав президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

Из вышеуказанного следует, что за период с 2007 года в Российской Федерации были предприняты законодательные и иные меры, направленные на борьбу с коррупцией, как того требовала Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию.

Следует обратить внимание, что, согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, коррупция не является преступлением и ни разу не упоминается в тексте Уголовного кодекса Российской Федерации. Это несколько странно в свете развернутой борьбы с коррупцией как с общественно опасным явлением, определенным в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О противодействии коррупции» как:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» п. 1 ст. 1, от имени или в интересах юридического лица.

Если вышеуказанное определение понятия коррупции рассмотреть применительно к составам преступления, которые и ранее были предусмотрены Уголовном кодексом Российской Федерации, то можно выделить следующие составы, которые могут включать в себя коррупционные составляющие (приведено со ссылкой на дату последней редакции нижеуказанных статей):

– ст. 204 УК РФ. Коммерческий подкуп (в ред. Федерального закона от 04.05.2011 № 97-ФЗ);
– ст. 285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 № 162-ФЗ, от 07.12.2011 № 420-ФЗ);
– ст. 290 УК РФ. Получение взятки (в ред. Федерального закона от 04.05.2011 № 97-ФЗ);
– ст. 291 УК РФ. Дача взятки (в ред. Федерального закона от 04.05.2011 № 97-ФЗ);
– ст. 304 УК РФ. Провокация взятки либо коммерческого подкупа (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 № 162-ФЗ, от 07.12.2011 № 420-ФЗ);
– а также иные составы, преступления по которым могут быть совершены с использованием служебного положения, что будет согласно п. «м» ч. 1 ст. 63 УК РФ рассматриваться как обстоятельство, отягчающее наказание.

Если говорить о Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, то можно отметить, что в связи антикоррупционной борьбой в кодексе появилась одна статья – 19.29. (Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего), в ред. Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ.

Таким образом, в законодательной сфере за последние годы было принято большое количество нормативных и иных актов, направленных на борьбу с коррупцией. При этом для оценки реальных результатов данной борьбы необходимо проанализировать судебную практику, которой на настоящий момент еще недостаточно.