В последние годы мы слышим все больше сообщений о борьбе с коррупцией. Этому вопросу уделяется повышенное внимание средств массовой информации, и, по сути, эта тема в последний год стала одной из приоритетных задач государства.
В настоящей статье попытаемся проанализировать основы антикоррупционной борьбы.
Следует отметить, что ориентировочно с 2006–2007 годов Российская Федерация начала предпринимать более-менее явные меры, направленные на борьбу с коррупцией. Начало законодательной деятельности в этом направлении связано с ратификацией Российской Федерацией двух международных конвенций: «Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» и «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции».
Далее в нижеуказанной таблице приведены ссылки на основные законодательные, нормативные и иные документы, касающиеся вопроса борьбы с коррупцией. Также в данной таблице дано краткое содержание и основные положения указанных документов:
|
Название |
Дата, номер |
Существо, основные положения, цель и т. п. |
1 |
«Конвенция |
27.01.1999 |
Каждая из сторон, подписавших конвенцию, принимает законодательные и иные меры, направленные на борьбу с коррупцией. |
2 |
Федеральный закон |
от 07.08.2001 |
Вводит обязанность уполномоченного органа предоставлять имеющуюся у него информацию определенным в перечне руководителям федеральных государственных органов (8.1.). |
3 |
«Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» |
31.10.2003 |
Предусматривает содействие принятию и укрепление мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней, международное сотрудничество в этой области. |
4 |
Федеральный закон |
от 08.03.2006 |
Ратификация РФ «Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» (с отдельным заявлением РФ). Закон вступил в силу 21.03.2006. |
5 |
Федеральный закон |
от 25.07.2006 |
Ратификация РФ «Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию». |
6 |
Постановление |
от 21.09.2006 |
Утверждена целевая программа. Поставленная задача – обеспечение открытости и прозрачности правосудия. |
7 |
«Национальный план противодействия коррупции на 2010–2011 годы « |
от 31.07.2008 |
Утвержден Национальный план противодействия коррупции. |
8 |
Указ Президента РФ |
от 19.05.2008 |
Образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (п. 1). |
9 |
Федеральный закон |
от 25.12.2008 |
Определено: |
10 |
Указ Президента РФ |
от 18.05.2009 |
Утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. |
11 |
Федеральный закон |
от 17.07.2009 |
Определено: |
12 |
Указ Президента РФ |
от 21.09.2009 |
Утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению. |
13 |
Указ Президента РФ |
от 21.09.2009 |
Утверждено Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. |
14 |
Приказ ФНС РФ |
от 31.12.2009 |
Определяется содержание работы по выявлению коррупционных преступлений, совершенных федеральными государственными гражданскими служащими налоговых органов или лицами налоговых органов, должности которых не включены в перечень должностей федеральной государственной гражданской службы. |
15 |
Постановление |
от 26.02.2010 |
Утверждены: |
16 |
Указ Президента РФ |
от 13.04.2010 |
Утверждена национальная стратегия противодействия коррупции. Определены: |
17 |
Федеральный закон |
от 21.11.2011 |
Внесены изменения: |
18 |
Федеральный закон |
от 06.12.2011 |
Определено: цели ротации и перечень должностей, по которым предусмотрена ротация (п. 7 ст. 2). |
19 |
Указ Президента РФ |
от 13.03.2012 |
Утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2012–2013 годы, в котором предусмотрено: |
20 |
Методические указания Минздравсоцразвития России |
от 10.05.2012 |
Касается порядка размещения государственного заказа на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации федеральных государственных служащих. |
21 |
Приказ Минюста России |
от 27.07.2012 |
Утвержден соответствующий Административный регламент. |
22 |
Приказ Минюста России |
от 26.04.2012 |
Утвержден Порядок ведения государственного реестра независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. |
23 |
Указ Президента РФ |
от 28.07.2012 |
Утверждены состав Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и состав президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. |
Из вышеуказанного следует, что за период с 2007 года в Российской Федерации были предприняты законодательные и иные меры, направленные на борьбу с коррупцией, как того требовала Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию.
Следует обратить внимание, что, согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, коррупция не является преступлением и ни разу не упоминается в тексте Уголовного кодекса Российской Федерации. Это несколько странно в свете развернутой борьбы с коррупцией как с общественно опасным явлением, определенным в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О противодействии коррупции» как:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» п. 1 ст. 1, от имени или в интересах юридического лица.
Если вышеуказанное определение понятия коррупции рассмотреть применительно к составам преступления, которые и ранее были предусмотрены Уголовном кодексом Российской Федерации, то можно выделить следующие составы, которые могут включать в себя коррупционные составляющие (приведено со ссылкой на дату последней редакции нижеуказанных статей):
– ст. 204 УК РФ. Коммерческий подкуп (в ред. Федерального закона от 04.05.2011 № 97-ФЗ);
– ст. 285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 № 162-ФЗ, от 07.12.2011 № 420-ФЗ);
– ст. 290 УК РФ. Получение взятки (в ред. Федерального закона от 04.05.2011 № 97-ФЗ);
– ст. 291 УК РФ. Дача взятки (в ред. Федерального закона от 04.05.2011 № 97-ФЗ);
– ст. 304 УК РФ. Провокация взятки либо коммерческого подкупа (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 № 162-ФЗ, от 07.12.2011 № 420-ФЗ);
– а также иные составы, преступления по которым могут быть совершены с использованием служебного положения, что будет согласно п. «м» ч. 1 ст. 63 УК РФ рассматриваться как обстоятельство, отягчающее наказание.
Если говорить о Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, то можно отметить, что в связи антикоррупционной борьбой в кодексе появилась одна статья – 19.29. (Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего), в ред. Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ.
Таким образом, в законодательной сфере за последние годы было принято большое количество нормативных и иных актов, направленных на борьбу с коррупцией. При этом для оценки реальных результатов данной борьбы необходимо проанализировать судебную практику, которой на настоящий момент еще недостаточно.