Хватит ли одного открытого реестра проверок?

Автор: Лидия Грасмик

Предложенная президентом инициатива снижения числа проверок и изменения их обвинительного характера, безусловно, можно считать положительной тенденцией в современной ситуации. Тем более, сейчас, когда валютная паника заставила многих поменять свои планы и приоритеты, а подступающий кризис, мягко говоря, предлагает задуматься потенциальным предпринимателям о целесообразности ведения самостоятельных бизнес-проектов. Казалось бы, государство в лице президента проявляет заботу о российских бизнесменах, улучшает существующие условия работы, в частности, утверждением данной инициативы.

Однако, как всегда, возникает вопрос с ее реализацией – хватит ли одного открытого реестра проверок? Или же придется полностью менять саму концепцию, перенося центр тяжести из плоскости формализма и бюрократического небытия в плоскость реальных нарушений и их устранений в кратчайшие сроки?

Думаю, эта инициатива не принесет желаемого эффекта – отношения бизнеса и государства не станут основываться на философии общего дела, партнерстве и равноправном диалоге, но, тем не менее, это поумерит пыл отечественных контролеров. В частности, предположение президента о незаконном характере некоторых проверок (отсечь немотивированные и, еще хуже, заказные визиты контролеров) совершенно обоснованно, учитывая размер заработных плат государственных служащих (например, заработная плата специалиста-эксперта от 9 000 до 11 000 рублей htt://gossluzhba.gov.ru/Vacancy/Details/00021a85-0000-0000-0000-000000000000, что немногим превышает прожиточный минимум в России - 6 354 рублей ПФ РФ http://www.pfrf.ru/socdoplata_doprojmin/27026.html). Очевидно, что при таких заработных платах служащие стараются найти «альтернативные» источники дохода, куда, возможно, и входят злоупотребления должностными обязанностями в виде незаконных проверок бизнес-структур. Крупному бизнесу предлагаемые изменения так или иначе улучшат жизнь. Но как быть простому мелкому предпринимателю, чей годовой доход, дай Бог, достигает 1 000 000 рублей? Ему эти множественные проверки не так страшны, как тот известный намалеванный черт. Главную опасность для такого уровня предпринимательства представляет сращивание бизнеса, криминальных и государственных структур. Многие до сих пор платят ежемесячную «бандитскую ренту», а 67 % российских предпринимателей, владеющих малым бизнесом, вовлечены в коррупцию (по данным ВЦИОМ, вып. январь 2015 года http://www.mhealth.ru/). Для среднего и мелкого бизнеса эти изменения не так уж существенны; им бы избавиться от регулярных откатов за само право ведения предпринимательской деятельности. Как говорится, с миру по нитке – может, и до рядовых граждан России дойдут позитивные бизнес-изменения.