Административная ответственность за нарушение технических регламентов и правил пожарной безопасности

Автор: Гульнара Бигаева

Бигаева Гульнара Тайфуровна, юрист

Из судебной практики, сложившейся на сегодняшний день, видно, что основные и частые ошибки генеральных подрядчиков и управляющих компаний приводят к наложению административного штрафа и судебным тяжбам, следствием которых становится трата времени и проигрыши. Причиной является непонимание того, кто и за что несёт ответственность и какие нормы необходимо соблюдать.

При оспаривании наложения административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо обращаться в арбитражный суд.

В Постановлении ВС РФ от 21.07.2015 № 308-АД15-7869 указано: Общество, обратившись в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и об отмене оспариваемого постановления административного органа, само определило компетентный суд для защиты нарушенного права, доводов о неподведомственности настоящего дела арбитражному суду не приводило до обращения с жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, как и не представляло доказательств того, что совершённое правонарушение не связано с его предпринимательской деятельностью. Поскольку тот факт, что строительство спорного объекта производилось для целей предпринимательской деятельности Общества и в ходе её осуществления, не вызывал сомнений у судов при рассмотрении спора, оснований для вывода о неподведомственности дела арбитражному суду не имелось.

Также в Постановлении ВС РФ от 22.07.2015 № 308-АД15-7739, указано: оспаривание наложения административного штрафа, предусмотренного ч. 6. ст. 19.5. КоАП РФ на основании абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ и с учётом подп. «д» п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении», подведомственно арбитражному суду, вследствие чего противоположный довод жалобы подлежит отклонению.

Таким образом, для оспаривания административного штрафа при осуществлении предпринимательской деятельности необходимо обращаться в арбитражный суд.

В силу ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ незаконно привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этого иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такое разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.

Генеральный подрядчик обязан осуществлять проверку легальности привлечения к трудовой деятельности подрядчиками иностранной рабочей силы.

В Постановлении ВС РФ от 05.08.2015 № 308-АД15-2957 указано, что суды на основании оценки договоров генерального подряда и подряда указали, что возложение соответствующей ответственности и обязанности по получению необходимых разрешений на подрядчиков не заменяет и не исключает обязанности предпринимателя как генерального подрядчика по контролю за надлежащим исполнением строительных работ, а также недопущению к трудовой деятельности на объекте иностранных граждан, не имеющих разрешения на работу на территории Российской Федерации. Предприниматель должна была осуществлять проверку легальности привлечения к трудовой деятельности подрядчиками иностранной рабочей силы для обеспечения исполнения публично-правовой обязанности как лица, ответственного за осуществление строительных работ.

Согласно ч. 6. ст. 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечёт наложение административного штрафа.

В Постановлении ВС РФ от 22.07.2015 № 308-АД15-7739 указано, что Общество является лицом, осуществляющим строительство, на которое возложена обязанность по контролю за выполнением работ при капитальном строительстве.

Таким образом, генеральный подрядчик должен осуществлять контроль за выполнением работ и проверять легальность привлечения к трудовой деятельности подрядчиками иностранной рабочей силы.

При содержании жилого фонда за нарушения нормативов по содержанию жилого фонда предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечёт наложение административного штрафа.

В Постановлении ВС РФ от 08.09.2015 № 303-АД15-7660 указано, что требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утверждёнными Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что на Общество как на организацию, осуществляющую обслуживание жилого дома, возложена обязанность по содержанию многоквартирного дома и прилегающей территории в надлежащем состоянии.

В случае, если управляющая компания не передаст за 30 дней до прекращения договора техническую и иные связанные с управлением документы, это повлечёт наложение административного штрафа.

Согласно ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ, воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц ― от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц ― от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 10 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, установлен в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В Постановлении ВС РФ от 17.07.2015 № 309-АД15-4785 указано, что отсутствие или утрата технической документации не является основанием для прекращения у ранее управлявшей организации обязанности, предусмотренной ч. 10 ст. 162 ЖК РФ. В силу положений п. 21 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416, в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, такая организация обязана в течение трёх месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного п. 18 Правил № 416, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном п. 22 этих Правил, передать их по отдельному акту приёма-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.

Нарушение пунктов Приказа Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» повлечёт наложение административного штрафа.

В Постановлении ВС РФ от 08.09.2015  03-АД15-7585 указано: основанием для привлечения к ответственности послужило нарушение Обществом пп. 3.2.8, 3.2.16, 3.3.5, 3.5.7, 4.6.3.1 указанных Правил, п. 2.12.7 Приказа Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6. Признавая оспариваемое решение законным, суды сделали вывод о нарушении Обществом упомянутых пунктов Правил и о доказанности наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, за непроведение Обществом мероприятий по надлежащему содержанию и ремонту многоквартирного дома.

За незначительные нарушения статьёй 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность управляющей компании.

В Постановлении ВС РФ от 01.09.2015 № 303-АД15-7558 указаны факты нарушения обязательных требований содержания и эксплуатации жилых домов, а именно: отсутствие в доступном для посетителей месте списков организаций с указанием их адресов и номеров телефонов, в том числе местных органов самоуправления, городского жилищного управления, пожарной охраны, отделения полиции, скорой медицинской помощи, службы газового хозяйства, органов Роспотребнадзора, аварийных служб жилищного хозяйства, на которых лежит обязанность ликвидации аварий в жилых домах, органов Государственной жилищной инспекции; отсутствие на входах в подъезды №№ 1,2,3 табличек с указанием номеров подъездов и квартир, расположенных в этих подъездах; отсутствие освещения лестничной клетки; эксплуатация на лестничных площадках ламп без защитных колпаков; эксплуатация электропроводов с видимыми нарушениями изоляции; отсутствие утепления дверей с лестничных площадок на чердак, отсутствие предела огнестойкости 0,6 часа; отсутствие на люке надписи о месте хранения ключей от люка; отсутствие стационарной лестницы для доступа на чердак; хранение инвентаря под лестничными маршами в 1 и 2 подъездах.

В данном Постановлении ВС РФ указал, какие именно нормативные акты были нарушены, Общество (управляющая организация) выполняло принятые на себя обязательства с нарушением Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, суды пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ.

Таким образом, необходимо обращать внимание на следующее:

  • для оспаривания административного штрафа при осуществлении предпринимательской деятельности необходимо обращаться в арбитражный суд;

  • генеральный подрядчик обязан осуществлять проверку легальности привлечения к трудовой деятельности подрядчиками иностранной рабочей силы, даже если ответственность за привлечение иностранных граждан без разрешительных документов несёт подрядчик и данная ответственность предусмотрена в договорах между подрядчиком и генеральным подрядчиком, наложение административного штрафа за нелегальное привлечение к трудовой деятельности возможно на генерального подрядчика в силу закона;

  • если управляющая компания не передаст за 30 дней до прекращения договора техническую документацию и иные связанные с управлением документы, это повлечёт наложение административного штрафа в порядке ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ;

  • управляющей компании необходимо соблюдать следующие нормативные акты: Приказ Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённые Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, также управляющим компаниям необходимо руководствоваться Жилищным кодексом РФ.

Источники:

  1. Постановление ВС РФ от 21.07.2015 г. №308-АД15-7869 http://supcourt.ru/stor_pdf_ec.php?id=1354418

  2. Постановление ВС РФ от 05.08.2015 г. № 308-АД15-2957 http://supcourt.ru/stor_pdf_ec.php?id=1358614

  3. Постановление ВС РФ от 22.07.2015 № 308-АД15-7739 http://supcourt.ru/stor_pdf_ec.php?id=1354762

  4. Постановление ВС РФ от 08.09.2015 № 303-АД15-7660 http://supcourt.ru/stor_pdf_ec.php?id=1367434

  5. Постановление ВС РФ от 17.07.2015 № 309-АД15-4785 http://supcourt.ru/stor_pdf_ec.php?id=1353506

  6. Постановление ВС РФ от 08.09.2015 № 303-АД15-7585 http://supcourt.ru/stor_pdf_ec.php?id=1367416

  7. Постановление ВС РФ от 01.09.2015 303-АД15-7558 http://supcourt.ru/stor_pdf_ec.php?id=1365062