Банки смогут блокировать сомнительные платежи

Автор: Елизавета Шестернёва

Возможность блокировать платежи, проведённые по сомнительным операциям, появилась у банковских и иных кредитных организаций не так давно, но уже получила широкий резонанс в практической деятельности.

Так, на основании «Методических рекомендаций о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма» Центрального Банка Российской Федерации от 21 июля 2017 г. № 18-МР (далее ― Методические рекомендации), сомнительными операциями признаются операции, действительными целями которых могут являться уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, вывод денежных средств из Российской Федерации, отмывание доходов, полученных преступным путём, и другие противозаконные цели.

Несложно предположить, что в действительности список операций, которые кредитные организации могут признать сомнительными, является достаточно открытым. В Методических рекомендациях отмечается, что «Уплата налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в размере ниже обозначенного уровня не является единственным определяющим фактором для «автоматического» признания факта совершения клиентом сомнительных операций».

Центральным Банком РФ предлагается учитывать целый ряд дополнительных признаков, к числу которых относятся:

  • со счёта не производятся выплаты заработной платы работникам клиента, а также связанные с ними перечисления по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам, либо производимые платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников клиента и (или) свидетельствуют о занижении реальных сумм заработной платы (налогооблагаемой базы);

  • фонд заработной платы сотрудников клиента установлен из расчёта ниже официального прожиточного минимума;

  • по счёту осуществляется уплата НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;

  • остатки денежных средств на счёте отсутствуют либо незначительны по сравнению с объёмами операций, обычно проводимыми клиентом по счёту;

  • основания платежей, производимых по счёту клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии / ведении счёта видами деятельности;

  • отсутствует связь между основаниями преобладающих объёмов зачисления денежных средств на счёт клиента и основаниями последующего их списания;

  • происходит резкое увеличение оборотов по счёту клиента, превышение заявленного при открытии (ведении) счёта клиентом максимального оборота денежных средств;

  • со счёта не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счёт уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);

  • денежные средства зачисляются на счёт клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объёме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС (операциям по реализации товаров, оказанию услуг, передаче денежных средств в обеспечение обязательств, предоставлению займов, реализации лома металлов). При этом при сходной хозяйственной деятельности иных клиентов при указанной структуре входящих и исходящих платежей объём НДС, подлежащего уплате в бюджет, зачастую должен приближаться к объёму НДС, учтённому в зачислениях по операциям, облагаемым НДС.

Проект Топбанки.ру собирает информацию о коммерческих и федеральных банков с лицензией Центрального Банка Российской Федерации. Ресурс публикует актуальные новости и отзывы по финансовым организациям, кроме того любой желающий может ознакомиться с предлагаемыми банковскими услугами.

В перечне наиболее распространённых типов сомнительных операций можно выделить следующие категории:

  1. Операции по переводу денежных средств за рубеж, к числу которых относится, например, перевод денежных средств за рубеж по сделкам с услугами, в том числе с международными перевозками грузов, оказанием туристических услуг, приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность, поступление денежных средств на счёт клиента - юридического лица – резидента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках Российской Федерации, с последующим их переводом за рубеж по внешнеторговым договорам, предусматривающим оказание услуг (в том числе связанных с международными перевозками грузов, оказанием туристических услуг, приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность), перевод клиентом-резидентом денежных средств в пользу нерезидента в виде авансовых платежей по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования без последующего ввоза товаров в Российскую Федерацию в случае, когда условия коммерческого кредитования либо иные условия расчётов и поставок не соответствуют сложившейся внешнеторговой практике, перевод денежных средств за рубеж по договорам купли-продажи недвижимости за рубежом, перевод денежных средств за рубеж по операциям исполнения российскими банками обязательств по собственным векселям;

  2. Операции с наличными денежными средствами, к числу которых относятся, в том числе, зачисление в течение небольшого периода крупных сумм денежных средств на счёт клиента - юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, операции по которому не производились в течение более трёх последних месяцев или были незначительными в этот период по сравнению с обычной деятельностью такого клиента, с последующим снятием клиентом денежных средств в наличной форме на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера, в том числе на расходы по закупке сельхозпродукции, на операции игорного бизнеса, на операции с ценными бумагами (включая операции с государственными ценными бумагами и операции с векселями), на прочие цели, а также с последующим снятием наличных денег с использованием платёжных карт, снятие клиентом - юридическим лицом и клиентом - индивидуальным предпринимателем, в том числе с использованием платёжных карт, денежных средств в наличной форме со счёта на расходы по закупке сельхозпродукции, на операции игорного бизнеса, на операции с ценными бумагами (включая операции с государственными ценными бумагами и операции с векселями), на прочие цели (за исключением снятия денежных средств в наличной форме на оплату труда и компенсаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, на выплату пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также на оплату канцелярских и других хозяйственных расходов, кроме приобретения горюче-смазочных материалов и сельскохозяйственных продуктов), использование клиентом - юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица счёта для получения денежных средств с последующим их снятием в наличной форме на сумму менее 600 000 рублей либо её эквивалента в иностранной валюте, в том числе с использованием платёжных карт, с последующим закрытием счёта либо прекращением по нему операций.

Следует отметить, что после Методических рекомендаций от 21 июля 2017 г. Центральным Банком РФ совместно с Федеральной налоговой службой РФ были разработаны «Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма» от 16 февраля 2018 г. № 5-МР. Для выявления сомнительных операций кредитным организациям предлагается анализировать операции клиентов на предмет соотношения объёма денежных средств, поступивших на счёт с НДС, и денежных средств, списанных со счёта без НДС.

Так, особое внимание должно быть обращено на операции, при совершении которых доля платежей, связанных с зачислением денежных средств с НДС, в общем объёме зачислений составляет более 70 %, а доля платежей, связанных со списанием денежных средств с НДС, в общем объёме списаний составляет менее 30 %.

К числу переводов денежных средств, совершённых с возможной целью неуплаты налогов, можно отнести переводы на счета филиалов ФГУП «Почта России», на счета платёжных агентов и банковских платёжных агентов, переводы, совершённые юридическими лицами со своих счетов на счета физических лиц, операции по которым совершаются с использованием банковских карт.

Также приводится перечень отраслей экономики, в которых списание денежных средств со счёта без НДС может являться показателем действий, направленных на уклонение от уплаты налогов, к числу которых можно отнести:

  • сельское хозяйство;

  • торговлю лесоматериалами;

  • торговлю стройматериалами;

  • торговлю зерном;

  • торговлю рыбой;

  • торговлю растительными маслами;

  • грузоперевозки автотранспортом;

  • строительство;

  • предоставление персонала;

  • торговля ломом;

  • торговля драгоценными металлами и камнями, ювелирными изделиями и ломом из них.

Таким образом, у банковских и кредитных организаций появился достаточно широкий перечень, на основании которого организация, проводимая по счёту, может быть признана сомнительной. При этом следует отметить, что анализировать операции клиентов Центральный Банк РФ предлагает еженедельно. Более того, в приведённых выше Методических рекомендациях не конкретизируется, какие расходы могут возникнуть при проведении подобного рода проверок, и, следовательно, предполагается, что банковские организации станут вынуждены нести все возникающие расходы самостоятельно. Можно предположить, что с целью минимизации подобных издержек банки могут начать автоматически блокировать такие операции, которые по тем или иным причинам не будут соответствовать критериям, заданным в Методических рекомендациях.

Возможность блокирования денежных средств напрямую предусмотрена Гражданским кодексом РФ в ст. 858 «Ограничение распоряжения счётом»:

«Если иное не предусмотрено законом или договором, ограничение распоряжения денежными средствами, находящимися на счёте, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счёте, или приостановления операций по счёту, в том числе блокирования (замораживания) денежных средств в случаях, предусмотренных законом».

В данном случае кредитным организациям предстоит в первую очередь руководствоваться уже указанными Методическими рекомендациями Центрального Банка РФ от 21 июля 2017 г. № 18-МР, от 16 февраля 2018 г № 5-МР, а также Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ.

Стоит отметить, что в вышеуказанном Федеральном законе в списке организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, указываются следующие:

  • кредитные организации;

  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;

  • страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании;

  • организации федеральной почтовой связи;

  • ломбарды;

  • организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;

  • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

  • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

  • операторы по приёму платежей;

  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;

  • кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;

  • микрофинансовые организации;

  • общества взаимного страхования;

  • негосударственные пенсионные фонды в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению;

  • операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных.

К числу же операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащими обязательному контролю, относятся в том числе: покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом, приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчёт, обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства, зачисление денежных средств на счёт (вклад) или списание денежных средств со счёта (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трёх месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счёт (вклад) или списание денежных средств со счёта (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счёту (вкладу) не производились с момента его открытия, открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме, выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения, получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга), переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента, предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа в тех случаях, когда сумма, на которую совершается указанная операция, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает её.

Также из текста Федерального закона можно заключить, что сомнительной операцией может быть признана любая операция, которая обладает запутанным или необычным характером, свидетельствующим об отсутствии очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, что, в свою очередь, может рассматриваться в совокупности с налоговыми доктринами преимущества существа над формой или доктриной деловой цели, активно развивающимися за счёт недавней судебной практики, а также внесения изменения в Налоговый кодекс РФ ― например, за счёт ст. 54.1, в соответствии с которой для того, чтобы уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога, налогоплательщик должен соответствовать следующему критерию: основной целью совершения сделки (операции) не являлись неуплата (неполная уплата) и (или) зачёт (возврат) суммы налога.

Таким образом, можно заключить, что в первую очередь «сомнительными» операциями будут признаваться операции, направленные на снижение налоговой нагрузки, поскольку в данном случае добросовестность налогоплательщика может быть подвергнута сомнению. Особое внимание также будет уделено операциям, которые включают в себя использование наличных денежных средств или перевод средств за рубеж.