Комментарий от BI TO BE к интервью Виктор Бузуев Миссия фирмы – обман потребителей или смысл жизни?

С самого начала при прочтении статьи возникает ощущение избыточно эмоциональной реакции автора на вещи, которые не являются чем-то из ряда вон выходящими и наносящим ощутимый вред. Да… миссия, да лозунг. И что в этом плохого?! Подражание американской модели?

А если абстрагироваться от американской и вспомнить советскую? У нас ведь долгое время была мода на лозунги типа "Пролетарии всех стран соединяйтесь" или "Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи". Под этими лозунгами выросли целые поколения. А это ведь ни что иное, как часть миссии СССР. Если исходить из этого опыта, то понятие миссии (в другой формулировке) появилась раньше у нас, чем на Западе. Поэтому тема, предложенная автором, не должна основываться на принципиальном неприятии зарубежных моделей и быть чрезмерно эмоциональной в отношении Запада. На мой взгляд, нужно исходить из практической пользы. Если есть положительный результат от изучаемого явления, то почему бы его не позаимствовать? На этом базируется актуальная для всех без исключения идея бенчмаркинга.

С чем можно согласиться в статье, так это с тем, что зачастую напыщенная форма скрывает скудное содержание. Во многом увлечение формулированием миссии идет не от моды, а от требований системы ISO, в которой формулирование миссии и видения является одним из требований сертификации. Ни для кого не секрет, что для наших российских реалий сертификация ISO отражает скорее стремление получить необходимые дивиденды в конкурентной борьбе за заказчика, нежели искреннее желание создать эффективную систему управления. А если предположить, что некая организация, несмотря на международные стандарты, пытается выстроить эффективную СУ, будет ли толк от того, что сотрудники фирмы выстроятся под неким абстрактным лозунгом? И да, и нет. Как известно, рыба гниет с головы. Если этот лозунг или девиз является, в самом деле, чем-то вдохновляющим первое лицо и стейкхолдеров компании, чем-то таким, что побуждает к работе и непрерывному достижению новых горизонтов, то смысл в этом, безусловно, есть. Тем более что миссия отвечает на вопросы «Зачем это всё?» и «Какая польза окружающему миру от нас?». Если не думать о том, какую пользу мы можем принести миру, то и мир не будет особенно о нас заботиться. Все это, конечно, философия, но именно эта философия, которая становится частью корпоративной культуры, и удерживает лучших сотрудников в организации.

Хочу поддержать улыбку автора по поводу тех, кто начинает бизнес и, в первую очередь, хватается за миссию. Мой знакомый бизнесмен из Италии как-то в недоумении произнес: "Я не понимаю этих русских?! Вначале придумают красивую форму, вывеску, откроют фирму, а только потом будут думать о том, чем заниматься и как зарабатывать деньги!!!"

Но давайте обратим свое внимание на главное. Есть ли сколько-нибудь осязаемый результат от наличия миссии?!

Возьмем, к примеру, миссию Apple: «Мы предлагаем компьютеры самого высокого качества для людей во всем мире".

Кто-нибудь может поспорить с тем, что именно эти компьютеры самые лучшие в мире? Вопрос только в том, что появилось раньше - компьютеры Apple или миссия Apple. Если проанализировать миссии других известных компаний и те результаты, которых они добились в своей деятельности, то можно сказать, что во многом лозунг под названием «Миссия» совпадает с достижениями. Говорят, «как назовешь новый корабль, так он и поплывет». А как известно, «большому кораблю – большое плавание».

Думаю, что главное в изучаемой автором проблеме - это наш менталитет. Как сделать так, чтобы миссия компании, во-первых, не противоречила реальной ситуации (и тут важно понимание этого стейкхолдерами), а во-вторых, стала частью жизни каждого сотрудника - от руководителя до уборщицы.

В качестве иллюстрации могу привести опыт моего польского коллеги, директора производственной фирмы. После того, как они сформулировали миссию компании и столкнулись с тем, что рядовые сотрудники далеки от столь высоких материй, они раздробили миссию на множество частей. Части общей миссии - это миссии отделов.

Рабочие группы отделов, взяв за основу миссию компании, сформулировали миссии своих отделов. Таким образом, инъекция миссии затронула каждую клетку организма-организации.

Иваниченко Максим Станиславович,
бизнес-тренер, консультант BI TO BE Consulting Group