Комментарий к интервью Миссия Фирмы Виктора Бузуева от Фабрики новостей

Думаю, что ни один из предложенных вариантов определения миссии фирмы («обман потребителя» и «смысл жизни») не верны. Виктор Бузуев, кстати, очень правильно подмечает, что миссия нужна для внутреннего использования, т.е. для сотрудников компании, а не потребителей продукта, который, они производят. Правда, заявляя о миссии компании, руководство не обманывает ни себя, ни сотрудников. Миссия компании определяет цель, к которой каждый из сотрудников, от топ-менеджера до обычного служащего или рабочего (если такие есть в компании), должен стремиться ежедневно. Миссия может не только указывать на цель, но и регламентировать, средства ее достижения.

Поэтому не очень понятны рассуждения о «массовом самообмане», который достигается с помощью миссии, а потом используется руководителями компании. Продолжая эту мысль, можно предположить, что во избежание «самообмана», работающим на предприятии лучше вообще не знать, какова его миссия? Но хорош же будет сотрудник, который, не особо задумывается, что и зачем он делает, подходит ли он для выполнения поручаемой ему работы или не подходит, согласен он с целями, к которым стремится его руководство или нет. Виктор Бузуев говорит, что ему смешно смотреть на «ребят, которые, начиная бизнес, в первую очередь хватаются за миссию, потому что это не инструмент ведения бизнеса». Но уже в следующем абзаце приходит к тому, что миссия все-таки нужна. Почему? Потому что компания «как-то развивается», но не понятно «что мы, кто мы?», «в чем смысл жизни компании?» «куда мы движемся, зачем?» «на каком основании мы в принципе живем?». Думаю, что господин Бузуев приходит к тому с чего начинают «молодые ребята» именно потому, что ему не нравится, что его компания «развивается как-то», а не как надо. А это происходит как раз, потому что нет понимания «куда мы движемся, зачем».

Ничего удивительного в этом нет. Без правильной идеологии никакое дело не пойдет. Например, слоган и кратко выраженная миссия нашего PR-агентства: «Здесь делают известными», а не «Заработай как можно больше денег». Это значит, что мы в первую очередь думаем, как еще сильнее улучшить качество наших услуг – как рассказать о наших клиентах максимально возможному количеству людей. Мы знаем, что высокий уровень качества оказанных услуг, произведенных товаров не останется незамеченным потенциальными клиентами. Поэтому говорить, о том, высокие материи для бизнеса неактуальны, неправильно. Таким образом, потребителей наличием у себя миссии, тоже никто не обманывает. Они, покупая товар или заказывая услугу, смотрят на их качество, а не на то, как красиво расписана миссия.

Делать исполнение миссии смыслом жизни тоже не стоит. Если только речь не идет о жизни фирмы. Если о ней, тогда – да, стоит. Миссия – это ориентир, показывающий направление, в котором должна развиваться компания. И каждый сотрудник должен сверять с ним свои действия.

Святослав Белянский,
директор по развитию
PR-агентство «Фабрика Новостей»