Коучинг первых лиц - Интервью Субанов

Коучинг первых лиц

Вопросы:

1. Есть ли у вас опыт работы с коучем?

Первый положительный опыт общения с коучем был, когда я работал в компании «Билайн». Перед моей двух годичной командировкой на Дальний Восток, компания наняла для меня профессионального коуча, чтобы подготовить к переезду. Тогда это реально сработало.

2. Если не секрет, какие задачи вы ставили перед совместной работой с коучем?

У любого современного руководителя, как и у любого человека, есть свои плюсы и минусы. Коуч помогает определить свои плюсы и не зацикливаться на минусах. И главная задача тренера (а коуч по-английски –это тренер)- найти баланс между плюсами и минусами, и научиться эффективно использоваться свои сильные стороны.

3. Кто был инициатором вашей работы с коучем – вы, HR-директор, другой сотрудник компании, кто извне?

Это зависит от задач компании. В моем случае это был HR директор. Но были моменты, когда я рекомендовал сотрудникам пройти коучинг-сессии, чтобы улучшить их результативность.

4. Приобрели ли вы в процессе коучинга новый опыт, помимо достижения своих целей? Если да, как он вам помогает в рабочих процессах?

Мы получаем новый опыт постоянно, в каждодневном общении. Безусловно, коучинг помогает в решении многих вопросов: в умение адоптироваться к новой среде, в выявление ценных сотрудников, их мотивации, в понимании, каким образом использовать те или иные психологические практики, ведь не все люди открываются после первой встречи. Всему этому можно и нужно учиться, помочь выявить те знания, которые уже заложены внутри вас.

5. Когда возникают задачи, требующие решения, кроме коучинга, менеджер может обратиться к различным консалтинговым инструментам. В каких случаях вы обратитесь именно к коучу и почему?

Не бывает универсальных коучи, точно также, как и не бывает универсальных решений. Есть различные специалисты, которые, например, помогают вам усилить стрессустойчивость. Совсем недавно, я услышал очень хорошее определение стрессустойчивости, как умение решать задачи, не снижая скорости. Современный бизнес - очень динамичен, и если руководитель не может двигаться ежедневно с постоянной скоростью и решать задачи- он неэффективен. Нужно понимать, что путь к достижению цели может быть долгим: через различные мнения коллег-руководителей, которые нужно учитывать; действия регулятора, которые обязательны к исполнению. Даже личная жизнь оказывает влияние на работу. И нужно научиться находить жизненный баланс.

7. Чем коучинг принципиально отличается…? Например, если сравнить коучинг и бизнес консультирование?

Консалтера всегда приглашают на решение конкретной задачи, он дает свои рекомендации, которые необязательны к исполнению. Это бизнес-консультант, который дает варианты решений, но не помогает в их реализации. Коуч же находится на более доверительном уровне общения со своим учеником. Он не просто предлагает варианты решения, но и помогает их реализовывать.

8. Для кого и для чего нужен коучинг?

Нет универсального ответа, в каком возрасте, или на каком этапе развития Вам, как менеджеру, необходим коучинг. Но если требуется поддержка в данный момент- значит Вам коучинг нужен. Но здесь важно знать, что коуч должен появляться в определенный момент жизни, когда есть осознанная потребность и готовность к этому, понимание того, что требуется внешняя экспертиза для решения личных или менеджерских задач.

9. Как правило, перед началом работы рассматривают несколько кандидатур коучей. Как и на основании чего вы делаете свой выбор? Что стоит учитывать при выборе коуча?

При выборе коуча нужно учитывать, так называемую «химию», то есть, насколько вы готовы принимать советы от этого человека. Например, я общался с профессиональный коучем, который говорил, что женщины-руководители подбирают себе коуча- мужчину старшего возраста или женщину, так как хотят убрать психологический барьер первой встречи, когда очень трудно начать разговор. Понятно, что мы всегда стараемся выбирать из нескольких кандидатур, но нужно обращать внимание, на какой профессиональной области знаний коуч специализируется, так как не бывает универсальных коучеров, как и универсальных врачей.

10. После первого опыта работы с коучем, какое впечатление осталось? Обращаетесь ли вы к коучу или коучам регулярно или время от времени?

Первый вопрос, который появился у меня после встречи с коучем: а могу ли я быть коучем и для кого? Это помогло мне посмотреть на свои знания под другим углом. Но для меня коучем может выступать любой человек, являющийся экспертом в своей области.

Приведу пример из social media. Я общаюсь на различных социальных площадках, на каждой из них есть свои эксперты. Общения с ними позволяет мне понять лучше внутренние правила, «подводные камни», обмениваться знаниями. Поэтому я считаю, что подобное общение- это тоже своего рода коучинг.

11. Бытует мнение, что после внедрения коучинга в компании снижается директивность менеджеров(управленцев) по отношению к своим подчиненным. Считается, что руководитель с коучинговым подходом т предлагает подчиненному самому находить решения и брать на себя ответственность, а также фокусироваться не только на выполнении подчиненным текущих задач, но и на его развитии. Есть ли это в вашей практике? Как эти подходы выглядят в ежедневных рабочих процессы? Примеры из практики.

Очень интересный вопрос, так как сравнить объективно руководитель «до» и «после» общения с коучем никому не удавалось, так как этот процесс скрыт от посторонних глаз. Если коуч приглашался на решение задач, связанных с управление персонала - это один кейс, если на решение других задач- то вы этих изменений просто не увидите.
Управление зависит от типа личности. Если руководитель придерживается директивного метода управления, то стиль его не поменяется после занятий с коучем. Может поменяться инструментарий, но генеральный подход не изменится. У меня, например, после общения с коучем, всегда появляется вопрос: а как воспринимают мои рекомендации мои сотрудники, что бы сказал мой тренер? Коучинг дает возможность по-другому посмотреть на свои действия.

12. Кем становится коуч для вас в процессе длительного общения (другом, помощником, зеркалом, партнером….)?

Общение должно быть определено по времени заранее. Если коуч стремится стать другом- это уже не коуч. Коуч приглашается для решения конкретных задач, но если вы приглашаете коуча на длительный срок, то тут нужно серьезно задуматься руководителю, а подходит ли он для решения этих бизнес задач? Коуч всегда должен быть «помощником», а не растворятся в работе ученика, и всегда поддерживать внешнюю экспертизу на ситуацию. Он должен вести, а не замещать.

13. Получили ли вы результат от коучинга? Как вы это определили?

Для того чтобы получит ожидаемый результат - необходимо поставить конкретную задачу. Если задачи ясны, то всегда можно контролировать результат, на различных этапах работы. Безусловно, иногда получается результат другой, чем ожидался изначально, коуч может «увлечься» процессом, забывая о результатах, поэтому всегда нужно контролировать обучение.

14. Исходя из вашего общения с коучами как можно определить профессионального от непрофессионального?

Профессионализм коуча заключается в умении достичь желаемые результаты в отведенные сроки. Во многом, успех зависит и от профессиональной сферы деятельности коуча, насколько он в ней компетентен.

15. Все ли руководители могут продуктивно пользоваться коучигом или только люди определенного склада? Если последнее, то какие?

Не все руководители могут эффективно пользоваться коучингом.Не все готовы говорить, слышать, рефлексировать и давать обратную связь. Сам по себе коучинг стоит рассматривать только как один из инструментов, но не единственный, который помогает, в том числе и в управлении.

16. Можете ли вы привести пример, когда именно коучинг привел к каким то изменениям?

Да, у меня есть такой пример из своей собственной практики. Коуча нанимали руководителю-экспату, для того, чтобы он мог быстрее адаптироваться к ведению бизнеса в России. Тогда ему это было очень необходимо, в течение полугода он занимался с тренером, который помогал ему разобраться в ментальных особенностях, объяснял, как правильно общаться с подчиненными, представителями государственной власти. Через полгода руководитель уже применял эффективную экспертизу экспата в условиях российской действительности.