Интернет и бизнес. Илья Стечкин

Илья Стечкин, к.ф.н., эксперт Центра изучения Интернета и общества Российской Экономической Школы.

Родился 13 января 1983 года. В 2007 г. окончил факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Кандидат наук. С 2004 по 2008 годы был начальником отдела интернет-проектов РЕН ТВ, Москва. С 2008 по 2012 годы преподавал в МГУ.

Интернет и бизнес

Как повсеместное проникновение интернета влияет на бизнес-процессы, насколько глубоко это влияние? Как отделить виртуальное пространство от личного и надо ли это делать?

Обо всем этом – в беседе с экспертом Центра изучения Интернета и общества Российской Экономической Школы Ильей Стечкиным.

Сегодня четкой границы между личным информационным пространством и пространством корпоративных интересов не существует, - считает Илья Стечкин. На практике каждый пользователь сам определяет для себя границы дозволенного, что порой приводит к неожиданным результатам. Так, нередко любое частное мнение, будь то губернатора или стюардессы, высказанное ими в социальных медиа воспринимается окружающими через призму их профессиональной деятельности. Иными словами, происходит смешение социальных ролей, что является следствием низкого уровня медиакультуры (media literacy) вообще и культуры использования новых информационно-коммуникационных технологий (пользовательских компетенций) в частности.

Последствия могут быть самыми разными. Из российских примеров уместно вспомнить историю с бортпроводницей "Аэрофлота", которая в личном микроблоге жестко прокомментировала катастрофу "Суперджета" и была оперативно уволена; также можно упомянуть уже успевшую стать мемом историю "кремлевского червя" в микроблоге Никиты Белых. Неосторожное высказывание в Соцсетях, микроблоге может повредить и бизнесу. Например, руководство Сбербанка было вынуждено извиняться перед пенсионерами и общественными организациями, представляющими их интересы, за свою сотрудницу, которая разместила в твиттере реплику о том, что если на стене дома написать Сбербанк, то тут же образуется очередь из пожилых женщин.

По мнению Ильи Стечкина, проблема в том, что при вступлении в должность не принято подписывать в качестве приложения к договору документ под названием "Правила поведения в социальных медиа" (social media policies), в котором бы оговаривались те самые границы допустимого поведения в процессе интернет-коммуникаций. Кроме того, компании, поддерживающие социальные сети мирового значения (и Facebook, и Google Plus) называя себя "инжиниринговыми", сознательно делают акцент на технологической, а не социальной составляющей своей деятельности. Как результат, они не задумываются о социальной природе связей, создаваемых пользователем, и не способствуют их функциональному разделению, которое помогло бы избежать пересечений пространств личных и корпоративных интересов.

Кодификация ряда, казалось бы, очевидных поведенческих норм позволила бы снять многие вопросы и предотвратить возникновение подавляющего большинства конфликтных ситуаций. И, главное, ритуал принятия на себя набора поведенческих обязательств при вступлении в должность устранил бы эмоциональный конфликт, связанный с ограничениями свободы слова, которая в современном Интернете воспринимается как некая абсолютная, высшая ценность. Принимая ряд прописанных ограничений, пользователь отдает себе отчет в том, что приносит некий объем своей свободы в жертву на алтарь материального благополучия. Именно поэтому важно, чтобы social media policies акцептировались вместе с договором, в котором фиксируется и вознаграждение за работу, частью которой является следование этим правилам.

Только пройдя этап формирования сообщества культурных, квалифицированных пользователей, можно всерьез рассчитывать на участие в инновационной экономике, - убежден Илья Стечкин. Для этого необходимо, чтобы государство разработало и внедрило в государственный образовательный стандарт программы по «медиаграмотности», работодатели начали поощрять увлечение сотрудников новыми информационно-коммуникационными технологиями, операторы – расширили покрытие высокоскоростного беспроводного доступа в Интернет, а большинство пользователей освоили имеющийся «арсенал» средств. И в первую очередь это относится к тем, от кого зависит выстраивание бизнес-процессов. Лишь тогда мы сможем увидеть, чего не хватает на рынке, и вступить в эту «гонку информационных вооружений» со своими оригинальными по содержанию продуктами.