Комментарий Натальи Боковой к новости Мошенникам будет легче отнимать квартиры у душевнобольных

Мошенникам будет легче отнимать квартиры у душевнобольных

Российское правительство собирается предоставить гражданам с психическими расстройствами право самостоятельно заключать сделки и совершать другие юридически значимые действия. Такие поправки планируется внести в ст. 29 Гражданского кодекса, изменения подготовлены ко второму, ноябрьскому чтению пакета президентских поправок в ГК. По замыслу правительства, сделки теперь сможет совершать не только опекун гражданина, признанного недееспособным из-за психического расстройства, но и сам душевнобольной.

Источник: www.izvestia.ru

Наталья Бокова, эксперт юридической фирмы «Частное право»:

На сегодняшний день действующими нормами ст.29 Гражданского кодекса РФ «Признание гражданина недееспособным» предусмотрено, что:

1. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.

2. От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун».

Таким образом, граждане с психическими расстройствами, у которых имеются проблемы с пониманием значения своих действий или руководством ими, признаются недееспособными (полностью утрачивают дееспособность).

Все сделки (действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, т.е. действия по реализации правоспособности) от имени недееспособного гражданина совершает опекун (даже покупка продуктов в магазине).

В части правоотношений, выходящих за рамки сделок, недееспособные граждане ограничены в правах (например, недееспособный гражданин не может вступить в брак, усыновить ребенка), они не имеют возможности реализовать свои права в иных правоотношениях (получение образования, трудовая деятельность и др.).

Фактически признание лица с психическим расстройством, у которого имеются проблемы с пониманием значений своих действий и руководством ими, недееспособным является единственной возможностью помощи таким лицам в защите их прав и интересов, а также единственным механизмом получения необходимой им поддержки для реализации своей правоспособности.

По действующему законодательству, основным критерием оценки исполнения опекуном недееспособного лица и (или) органом опеки своих функций является их соответствие интересам недееспособного лица.

При этом законодательство не определяет механизмов установления интересов недееспособного лица, механизма принятия решений в соответствии с установленными интересами такого лица и соответствия принимаемых решений интересам лица. Возможность выяснения желания подопечного установлена законодательством только в отношении кандидата в опекуны.

«Интерес лица» – достаточно субъективное понятие, и оцениваться он может, исходя из совершенно противоположных критериев, особенно когда оценка интереса одного лица производится иными лицами.

Например, человек желает жить в сельской местности. У человека при этом формируются цели проживания там, определенные требования к условиям проживания, сферам занятий, стоимости переезда и проживания, на основании которых он и решает тем или иным образом поставленный вопрос. При этом личные цели и требования человека могут казаться другим людям неразумными, необоснованными, чрезмерными или наоборот заниженными. У недееспособного человека также формируются цели, задачи, требования к решению того или иного вопроса. Однако орган опеки, опекун (или лицо, исполняющее опекунские функции) на практике исходит из своих представлений об интересах недееспособного лица. При этом достаточно легко в отношении таких лиц сослаться на то, что они «ничего не понимают», что и происходит на практике.

Подобный подход к решению вопросов жизни недееспособного лица применяется как в отношении принципиальных вопросов его устройства (где жить, в каких условиях, кто будет опекуном), так и в отношении бытовых, повседневных вопросов. В результате происходит подмена понятий: вместо поддержки недееспособного для реализации его правоспособности – решение всех вопросов в соответствии с представлениями лица, осуществляющего поддержку. Особенно красочно такой подход демонстрируется психоневрологическими интернатами системы социального обслуживания населения (например, человек должен гулять в определенное время, в определенном месте, принимать пищу в определенном месте и время, общаться строго с определенными людьми, и при этом любое отклонение в работе интерната (санитарка в отпуске) может привести к ограничению и таких возможностей).

Если опекун заботится об условиях жизнедеятельности подопечного так, как считает нужным, а при этом воля и предпочтения подопечного не зафиксированы в установленном законом порядке, то невозможно говорить о соблюдении опекуном интересов подопечного – как бы обеспеченно он ни жил. Отсутствуют какие-либо объективные критерии оценки условий жизнедеятельности подопечного. Органы опеки ориентируются при оценке условий жизнедеятельности на площадь жилья, на оснащение и оборудование квартиры, на наличие продуктов в холодильнике, на внешний вид подопечного, а при проживании его в стационарных учреждениях – на формальные документы о содержании подопечного в интернате (не растрачиваются ли его деньги). В результате становятся возможными (и имеют место!) безнаказанное попирание основных прав и свобод человека опекуном (стационарным учреждением, выполняющим опекунские функции), необоснованные претензии органов опеки и попечительства к опекунам или отсутствие претензий к стационарным организациям при формальном отсутствии нарушений законодательства РФ при содержании подопечного.

Поскольку законодательство не содержит прямой обязанности органа опеки, опекунов, иных лиц, исполняющих опекунские функции, осуществлять свои функции, основываясь на воле и предпочтениях недееспособного человека, то решения относительно вопросов жизни недееспособных лиц могут приниматься (и на практике зачастую принимаются) без установления воли, предпочтений таких лиц, безосновательно противореча воле и предпочтениям таких лиц. Иной подход при действующем законодательстве возможен только при личном понимании ценности прав человека и совершения любых действий с соблюдением таких прав опекуном, лицом, исполняющим опекунские функции, сотрудником органа опеки и попечительства.

Решение вопросов, касающихся жизнедеятельности недееспособных граждан, на основе представлений опекунов, органов опеки и попечительства об интересах недееспособных граждан, порождает и вторичную проблему – отсутствие возможности недееспособного лица учиться самостоятельному управлению своими делами в максимально доступном для него объеме. Такое положение не только не способствует, но и препятствует развитию способности недееспособного лица понимать значение своих действий и руководить ими, ограничение которой и является основанием для признания человека недееспособным. Тем самым восстановление дееспособности становится достаточно призрачной возможностью.

Предлагается внести следующие изменения в ст. 29 ГК РФ:

«2. От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун, основываясь на мнении такого гражданина, а при невозможности установления его мнения – с учетом информации о его предпочтениях, полученной от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги, добросовестно исполнявших свои обязанности».

С внесением изменений в ГК РФ предполагается, что:

При принятии решения по вопросам, касающимся жизни недееспособного лица, обязателен учет мнения недееспособного лица по всем вопросам его жизнедеятельности, в т.ч. на совершение сделок.

Для того чтобы данная норма работала исключительно в интересах гражданина, признанного недееспособным, а также во избежание незаконных действий по совершению сделок от имени такого гражданина, целесообразно внести дополнения в Федеральный Закон «Об опеке и попечительстве»:

1) обязательное выяснение мнения недееспособного лица, в том числе с привлечением экспертов, о своих потребностях и по вопросу, требующему решения, а при сложности установления мнения – выяснение предпочтений такого лица.

Выяснение мнения и предпочтений должно сопровождаться обеспечением недееспособного лица полной информацией в доступной для него форме о вариантах решения вопроса, о последствиях принятия решения в том или ином варианте;

2) при сложности выяснения мнения, предпочтений недееспособного лица – обязательный сбор информации из разных источников о предыдущей жизни недееспособного лица с целью установления его предпочтений, навыков (в том числе от родителей, прежних опекунов, организаций, оказывавших различные услуги, добросовестно исполнявших свои обязанности);

3) при принятии решения уполномоченным органом или опекуном или организацией, исполняющей опекунские функции, по конкретному вопросу, касающемуся жизнедеятельности недееспособного лица, - обязательный учет мнения и предпочтений недееспособного лица и решение вопроса максимально в соответствии с такой волей и (или) предпочтениями.

Как результат – соответствие деятельности опекуна воле и предпочтениям подопечного, установленным и зафиксированным в определенном порядке.

Проблемы, которые так или иначе могут возникнуть при решении вопроса, касающегося жизнедеятельности недееспособного лица, должны разрешаться в установленном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» порядке, в том числе с участием органов опеки и попечительства, экспертов, общественных органов.

Одновременно с описанным выше механизмом принятия решений по всем вопросам недееспособных лиц и соответствующих функций опекунов ввести и обязанность опекунов и попечителей заботиться о развитии или восстановлении способности лица, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, или лица, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими. Указанная обязанность должна реализовываться как в процессе соблюдения механизма принятия решений по вопросам жизнедеятельности недееспособного лица, так и в поддержке осуществления самостоятельных действий недееспособного в целях реализации решений.