Комментарий Саргиса Аветисяна к новости Экипаж самолета повернул назад во избежание сверхурочных

Саргис Аветисян, юрист  ООО «1-й Консалт Центр»:

Согласно абз. 2 ст. 329 ТК РФ, особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.

Нормативно-правовыми актами, устанавливающими указанные особенности, являются:

- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. N 139 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации»;

 - Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 181 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации».

 Для экипажа установлена:

- ежедневная (8 ч.) и еженедельная (36 ч.; бортпроводник 40 ч.) продолжительность рабочего времени (п. 6 Приказа Минтранс от 21 ноября 2005 г. № 139). Однако в тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, установленная пунктом 6 настоящего Положения, членам экипажей устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода не более одного месяца. Учетный период может быть увеличен до квартала с учетом мнения представителей работников (п. 7 Приказа). Кроме того, член экипажа освобождается от выполнения трудовых обязанностей, если он отработал установленную норму рабочего времени в учетном периоде (абз. 4 п. 7 Приказа). 

Таким образом, при нахождении самолета под юрисдикцией РФ, авиакомпания могла бы в рамках законодательства надлежащим образом выполнить свои обязательства по перевозке пассажиров и багажа.