Комментарий Артема Денисова к новости Экипаж самолета повернул назад во избежание сверхурочных

Артем Денисов, управляющий партнер ЮК «Генезис»:

Давайте представим, как бы развивалась ситуация с правовой точки зрения, если бы действия развернулись в Российской Федерации.

Если бы аналогичная ситуация случилась в нашей стране, то она бы регулировалась согласно следующим нормативным актам:

  • Воздушный кодекс Российской Федерации и иные акты воздушного законодательства;
  • нормы Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (при перевозке пассажиров) и иных актов об обеспечении безопасности на транспорте;
  • Федеральные правила использования воздушного пространства, 
  • федеральные авиационные правила, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации, действующие нормы по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности;
  • Федеральные авиационные правила подготовки и выполнения полетов в гражданской авиации Российской Федерации;

Согласно общим правилам ответственности перевозчика за задержку отправления пассажира, установленным п. 1 ст. 795 ГК РФ, за задержку отправления или опоздание транспортного средства перевозчик выплачивает пассажиру штраф. Это – в случае, если не будет доказано, что задержка произошла вследствие непреодолимой силы.

В соответствии со ст. 120 Воздушного кодекса РФ за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка произошла вследствие непреодолимой силы. В данном случае ни о какой непреодолимой силе и речи быть не может.

С другой стороны, в письме Роспотребнадзора от 27.12.2010 N 01/18080-0-32 «О защите прав авиапассажиров, пострадавших в результате задержек авиарейсов» указано, что командир воздушного судна имеет ряд прав, как то: принимать окончательные решения о взлете и посадке. Однако далее говорится, что это может происходить «в случае явной угрозы безопасности полета воздушного судна в целях спасения жизни людей, предотвращения нанесения ущерба окружающей среде».

Таким образом, если бы происшествие случилось с российским кораблем, его командир был бы привлечен к ответственности сразу по нескольким основаниям:

  • ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией,
  • за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности,
  • за причинение ущерба имуществу организации воздушного транспорта.