Наша цель — это осознание клиентом своих возможностей даже в препятствиях". Комментарии к ВИП-интервью с С. Чумаковой в УП № 1/2013, Евгений Васильев, бизнес-консультант, коуч.

Бизнес-консультант, коуч Евгений Васильев

Мне сразу бросился в глаза заголовок интервью со Светланой Чумаковой – «Мы работаем с человеком как с целостной личностью» - ведь совсем недавно мы с коллегами обсуждали один из наиболее интересных вопросов: «Можно ли рассматривать компанию как личность?» В широком смысле системный консалтинг является коучингом для всей компании, в которой топ-менеджер играет роль ее Эго. Мы часто говорим о взрослении компании, ее поведении на рынке, даже само словосочетание «юридическое лицо» предрасполагает к пониманию компании как к групповой личности или, если можно так выразиться, мета-личности, способной к самомотивации и самоопределению. И топ-менеджер – это как раз тот, кто ответственен за сознание этой мета-личности и за адекватность ее поведения на рынке.

Он не просто занимает «должность» сознания, - он ответственен за качество осознавания. Этим и определяется потребность в коучинге – качеством осознанности бизнес-процессов компании, а не просто желанием конкретного физического лица утвердиться в своих знаниях об эффективности, управлении и развитии. Ведь осознание – это не настолько простой и автоматический процесс, как может показаться с первого взгляда. Предприниматель ступает по тонкому канату целеполагания над пропастью многовариативного будущего: коуч же обеспечивает балансировку, помогая пройти весь путь от диагностики проблемы к фокусировке на реалистичной возможности с пошаговым планом действий. То есть коучинг – это инструментарий, порожденный самой системой для ее успешного функционирования. Те, кто относятся к нему скептически, просто еще не уловили законов, по которым функционирует любая система: менеджер и коуч – это непросто «трельяж», дающий возможность увидеть себя одновременно и в фас, и в профиль. Коучинг нельзя свести к поговорке, которую я часто слышу от клиентов - «Одна голова хорошо, а две - лучше», которая, собственно, не всегда справедлива, потому что далеко не все головы «одинаково полезны» для бизнеса.

Коуч – не муза, которая исключительно вдохновляет и придает веру в светлое будущее. Эйфория – лишь побочный продукт, вызванный снятием напряжения от поиска ответа.

Сосредоточившись на избыточном энтузиазме, можно не получить того результата, на который рассчитываешь. В первую очередь, коуч должен помогать находить правильные решения, исследуя позитивные возможности, а эмоциональная регуляция органично вплетена в этот процесс, хотя самоцелью не является. Потому что настоящий коучинг - это апробированный метод актуализации системного мышления деловых людей.

Согласен со Светланой в том, что репутация коучинга в свое время пострадала от непрофессионализма некоторых, неожиданно посчитавших себя коучами. Отсюда, вероятно, и преобладание искаженного понимания этого инструментария, ведь у многих «как бы коучей» на этапе сверки с реальностью отсутствует бизнес-эрудиция, что ведет к непродуктивному мифотворчеству или росту беспочвенного оптимизма. Коучинг же призван быть продуктивным и реалистически ориентированным, потому что для каждого коуча важна победа его клиента, то есть «то самое решение» топ-менеджера, которое действительно способно изменить жизнь к лучшему.

Я уверен, что консалтинг с необыкновенной скоростью эволюционирует к системному и комплексному обеспечению бизнеса: коучинг, стратегические сессии, семинары и тренинги, проекты по управлению изменениями, описание бизнес-процессов, стандартизация и автоматизация – все это максимально результативно тогда, когда есть четкое представление о системности и целостности. В России многие компании выросли из хаоса, «нечаянно», так как немыслимо было просчитать стратегию в непредсказуемом времени и пространстве, но эта эпоха безвозвратно ушла. Теперь ничего нельзя спроектировать наугад, - везение любит лишь хорошо к нему подготовленных. И я надеюсь, что коучинг закрепится не только в поиске решений для текущих задач бизнеса, но и прочно войдет в область разработки долгосрочных стратегий, которых так не хватает многим российским компаниям.