Современные системы развития интеллектуальных способностей

Литвинов Александр Васильевич, член-корр. Международной академии психологических наук

Статья составлена по материалам авторской программы «Система развития индивидуальных интеллектуальных способностей». Программа разрабатывается и совершенствуется почти 20 лет. В течение 10 лет занятия проводятся с адъюнктами военных академий и НИИ, сотрудниками подразделений специального назначения, инженерно-техническими работниками, менеджерами, педагогами и пр. Большой объем программы позволяет ее адаптировать под различные категории слушателей.

Установлено, что в среднем за жизнь мозг человека получает 150 триллионов сообщений. Сегодня только за два дня человечество производит столько информации, сколько оно успело создать за предыдущие 30 000 лет. Считается, что всего через 10 лет такой объем информации будет накапливаться менее чем за час. Ученые подсчитали, что современные знания на Земле удваиваются каждые 5-7 лет. Все это заставляет предъявлять все возрастающие требования к индивидуальным интеллектуальным способностям специалистов. Например, всемирно известная японская корпорация «SONY» расходует 25% прибыли на подготовку и повышение профессиональной подготовки своих сотрудников. На развитых предприятиях цивилизованных стран доля таких затрат традиционно составляет от 5 до 10%.

Несколько лет назад руководство фирмы «MOTOROLA» подсчитало, что каждый доллар, вложенный в образование своих почти 140 тысяч сотрудников, приносит 33 доллара прибыли! В Великобритании руководство компании «FORD» создало одну из самых известных схем обучения персонала, известную под названием «EDAP». Согласно этой схеме, каждому наемному работнику дополнительно выделяется определенная сумма на обучение чему-либо, что не имеет непосредственного отношения к его основной работе, но стимулирует любопытство. Например, работник может посещать занятия по ландшафтному дизайну, курсы иностранных языков, брать уроки живописи и прочее. Главное – загружать свой мозг незнакомой работой, держать его в тонусе, сохранять его способность к обучению.

Как известно, основой интеллекта является биологически развитый мозг. Еще почти четыре века назад французский эссеист Мишель де Монтень считал, что «мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг просто наполненный». Интеллектуальные возможности головного мозга ограничены только теми усилиями, которые затрачены на расширение этих возможностей.

Сегодня необходимо говорить о развитии основных интеллектуальных составляющих именно на физиологическом уровне, развивать мышление, память и творческое воображение единым комплексом. Во многих зарубежных странах уже в школе начинают выстраивать учебный процесс с учетом особенностей физиологии центральной нервной системы, в отличие от тупикового пути внедренного ЕГЭ. Современный специалист должен обладать не только максимальным набором профессиональных знаний, но и эффективно им пользоваться. Например, необходимо развивать дивергентное мышление, основанное на стратегии генерирования множества вариантов решения одной-единственной поставленной задачи, выбирать наиболее оптимальный вариант. Для этого необходимо также обладать высокоорганизованной памятью, использовать передовые приемы запоминания (не мнемонические), хранения и воспроизведения информации. За счет физиологического развития проекционных и ассоциативных зон мозга (зон сложного мышления и «черновой» обработки информации) за короткий срок возникает научное мышление, развитию которого в обычных условиях предшествует длительный период практической работы. Именно биологически развитый мозг является основой интуитивного мышления и инсайта («творческого озарения»), являющегося высшей формой творческого мышления и творческой деятельности, не выводимым из прошлого опыта решением проблемы. Интуицию, способность получать или воспринимать информацию недоступную пяти органам чувств, Акио Морита (корпорация «Сони») назвал главной составляющей творческого мышления, краеугольным камнем технологических инноваций и разработки новых товаров. Согласно исследованиям, творческие личности в 2 - 3 раза чаще используют свою интуицию, нежели другие.

К сожалению, рекламируемые сегодня многочисленные курсы по развитию личности, творческого воображения, скоростного чтения и т.п. являются обычными коммерческими проектами без научной основы, без эффективного конечного результата, при этом часто оказывая отрицательное влияние.

Сегодня, в реально работающих программах интеллектуального развития, упор делается на развитие всех зон головного мозга, на их максимальное взаимодействие. В программах учитываются не только факторы внутреннего (физиологического), но и внешнего воздействия на уровень интеллектуальных способностей. «Из мелочей образуется совершенство, а совершенство не мелочь», - утверждал великий Микеланджело. Например, в японской системе развития интеллекта и памяти профессора Рюты Кавашимы упор делается на скоростной устный арифметический счет вслух, так как при этом происходит активизация практически всех зон головного мозга. Обращается внимание на поддержание здорового состояния мозга с учетом правильного питания и распорядка дня. Популярная американская программа «Революционный Тренинг Мозга» (РТМ) включает в себя иной «ассортимент»: полезное для мозга питание, умеренные физические нагрузки, управление стрессом, полноценный ночной сон, интеллектуальные упражнения для мозга. Программа упражнений РТМ учитывает и коэффициент физической активности, так как основная часть энергии для развития мозга приходится на аэробные упражнения, увеличивающие энергетический ресурс организма (ходьба, плавание, велосипед, гребля, танцевальная аэробика и пр.)

По сравнению с двумя вышеназванными, отечественная программа «Система развития индивидуальных интеллектуальных способностей» включает в себя более расширенный теоретический и практический материал по развитию мышления, памяти, внимания и творческого воображения на физиологическом уровне. Развитие мышления предусмотрено через развитие основных видов интеллекта: математического (логического), лингвистического (вербального), пространственного, физического, внутри- и межличностного, музыкального. Большое внимание уделяется развитию всех основных видов памяти (кратковременной, оперативной, долговременной, зрительной, слуховой, двигательной). Приводятся специальные методики изучения иностранных языков. В программе учитываются различные факторы воздействия на мыслительные способности: волновая активность мозга, различные виды излучений (электромагнитные поля, ультра- и инфразвук, инфракрасное и ультрафиолетовое излучение, СВЧ и пр.), питание (продукты, витамины, химические элементы, растительные препараты, пищевые добавки и пр.), стимуляторы, звук, свет/цвет, сон, кровообращение, дыхание, стресс и депрессия, физические нагрузки и др. Специальные рекомендации и физические упражнения развивают зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, пространственные и прочие зоны мозга, в результате чего включается интуитивное мышление. Особое внимание уделяется зонам сложного мышления и взаимодействию полушарий головного мозга. Надо отметить, что никакие медикаментозные препараты или измененные состояния психики в программе не используются. Помимо прочего, программа обладает эффективным общим оздоравливающим воздействием, повышает иммунитет, обладает профилактическим и коррекционным антистрессовым воздействием. Специальные приемы позволяют быстро и эффективно восстанавливаться после интеллектуальных и физических нагрузок. Ведь еще Генри Форд утверждал: «Мышление – самая тяжелая из всех работ, и именно по этой причине так мало людей ею занимаются».

Именно сочетание профессиональных знаний и развитых на физиологическом уровне индивидуальных интеллектуальных способностей способно эффективно повысить профессиональный кпд специалиста.